Журнал «Правого Полушария Интроверта»

История ислама: как развивалась одна из главных мировых религий?

ислам, история ислама, мусульмане, распространение ислама, религия ислам, сунниты и шииты, арабский халифат, золотой век ислама, ранний ислам, ислам в мире, ислам и христианство, ислам и иудаизм, исламская религия кратко
О мусульманах часто можно услышать, что они воинственны и радикальны. Но ислам учит последователей совсем не этому. Сейчас это вероучение является одним из самых распространённых в мире. А по прогнозам исследовательского центра Пью, к 2035 году мусульман в мире станет больше, чем христиан.

Так благодаря чему последователей ислама становится всё больше? И как на это повлияла история этой религии?
Время чтения: 25 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Что было до ислама?

Ислам возник на Аравийском полуострове относительно недавно, в VII веке н. э. В том числе из-за этого некоторые считают, что ислам — это дочерняя религия, или попросту христианство и иудаизм с небольшими изменениями. Это грубая ошибка. Эти вероучения похожи потому, что они относятся к авраамическим религиям, то есть происходят из одного духовного источника, восходящего к ветхозаветному пророку Аврааму.
Эти три учения заимствовали не только друг у друга. На Аравийском полуострове язычников было гораздо больше, чем иудеев или христиан, и ислам впитал множество черт местных верований. Например, некоторые племена верили в джиннов. Эти существа были посредниками между людьми и богами. А в исламе джинны стали бесплотными духами, которых Всевышний Бог создал из палящего пламени. Эти духи, как и люди, бывали праведными или грешными. Грешных джиннов, которые служили главному злому духу в исламе — Иблису — называли шайтанами.
Кааба, главная святыня для мусульман всего мира, тоже когда-то была языческой. Она находится в Мекке, которая еще до ислама была крупным торговым и религиозным центром. В прошлом в нем проводило обряды племя курайшитов, а вокруг этого кубического сооружения с черным камнем в восточном углу располагалось более 300 идолов. Здесь особенно почитали Хубала — бога неба, солнца и луны и покровителя курайшитов. Еще в V веке это племя установило контроль в районе Мекки и стало хранителями ключей от Каабы. Из курайшитов и происходил Мухаммед — основатель ислама. И хотя сам он был лишь пастухом, его дядя Абу Талиб был главой всего племени. А значит, Пророк был знаком с религиозными традициями Мекки и прекрасно знал проблемы местного населения — постоянные конфликты и отсутствие единого закона. Поэтому в будущем он смог обратить язычников в новую веру и объединить. Это был первый шаг на пути распространения ислама.

эжен жирарде молитва в бу-сааде
«Молитва в Бу-Сааде» (XIX в.), Э. Жирарде

Не прошли мимо Мухаммеда и христианство с иудаизмом. В VII веке Аравийский полуостров оказался между двумя империями: Византийской и Персидской. А значит, было крайне сложно избежать влияния греческого христианства и персидского зороастризма. Кроме того, брат жены Мухаммеда — Варака ибн Навфаль — был знатоком Ветхого Завета и Евангелий. Именно он первым поверил, что Мухаммед получил Откровение, и объяснил, что он стал Пророком. Согласно исламской традиции, Мухаммед получил видение в пещере. Ему явился ангел Джибриль и велел Пророку читать. Хотя он читать не умел, он понял, что говорит ему ангел, и позже Откровения превратились в Коран. И в этом священном тексте есть параллели с Евангелиями, например, вера в особую миссию пророка Исы. Согласно предсказанию, Иса вместе с Махди, то есть мессией, спасёт праведников после Страшного суда. Так что в исламе есть идеи, привлекательные и для христиан.
А зороастрийское влияние можно заметить в исламской концепции Сирата, тончайшего моста, по которому в Судный день пройдут все люди. Он расположен над огненной преисподней и ведет праведников в Джаннат, или рай. А те, кто рая недостоин, падают в Джаханнам, то есть в ад. Похожий мост был и в религии, которую исповедовали персы. Он назывался Чинват. Он, как и в исламе, ведет в рай, и грешники не могут дойти до конца, ведь для них мост становится тоньше, чем лезвие бритвы.
Иудаизм же с древних времен был распространен в Медине — городе, куда в 622 году переехал Мухаммед. Там некоторые иудеи увидели в нем долгожданного мессию. Пророк общался с ними, поэтому разобрался и в тонкостях иудаизма. Это тоже повлияло на ислам. Так, в Коране описаны деяния пророков, похожих на ветхозаветных. Но имена у них немного другие: Соломон стал Сулейманом, Ной — Нухом, а Иаков — Якубом. Как видишь, и иудеи нашли что-то общее с идеями Мухаммеда, а потому некоторые из них уверовали.
Ислам впитал и преобразовал черты многих вероучений. Здесь есть и джинны, и шайтаны, которые искушают людей. А прежде языческая Кааба стала направлением, в сторону которого должны молиться мусульмане, то есть киблой. Ислам сохранил привычные для местного населения религиозные практики, но существенно изменил идейную основу религиозной жизни. Благодаря этому разрозненные племена смогли объединиться и заложить основы для единой цивилизации, которая могла соперничать с великой Византийской империей.

«Золотой век» ислама

В Средние века мусульманская цивилизация по величию превосходила европейские державы. Но пока на ее землях активно развивались искусства и науки, внутри государства зрел раскол, который позже приведет его к упадку.
Первые разногласия в мусульманской умме начались почти сразу после смерти Пророка Мухаммеда, потому что он не избрал преемника. Но зачем он был нужен? Ведь, например, в христианстве Иисус был один, но не было споров о будущем христиан. Дело в том, что Мухаммед был не только религиозным, но и политическим лидером, и после его смерти мусульмане остались без предводителя.
Абу Бакр стал первым, кто возглавил общину после Мухаммеда. Он был воином и ближайшим сподвижником Пророка, одним из первых, кто принял ислам. Но не все согласились со справедливостью такого решения. Те, кто позже станут шиитами, считали, что преемником Пророка должен стать его кровный родственник, Али ибн Абу Талиб. Он стал халифом, то есть правителем мусульман, но позже, после смерти Абу Бакра и халифа Усмана ибн Аффана. Однако противоречия между группами мусульман не исчезли. Сунниты стали настаивать на выборном халифе, а шииты — на кровном родстве халифа с Пророком. В исламе случился первый раскол, который заложил основу для всех последующих конфликтов. И уже в VIII веке сформировались пять основных течений в исламе: хариджиты, сунниты, шииты, мутазилиты и мурджииты.


Раскол случился именно из-за политических, а не религиозных разногласий. Поэтому ислам разнообразен, но дает общие для большинства направлений правила. Уже в середине VII в., то есть всего через 20 лет после смерти Мухаммеда, появилась первая каноническая версия Корана, которая стала общей для всех мусульман. Для сравнения, окончательный канон Нового Завета утвердили более чем через 600 лет с момента появления христианства.
Немного позже выработали и важнейшие для мусульман правила. Ими стали 5 столпов ислама:

шахада, или свидетельство о вере
намаз — пять ежедневных молитв
саум — пост во время священного месяца Рамадан
закят — религиозный налог в пользу нуждающихся
хадж — паломничество в священный город Мекку.

Общее Священное Писание и религиозные заповеди сплотили мусульман в разных уголках полуострова. Духовное единство помогло в будущих завоеваниях халифата, ведь у последователей Пророка была единая цель — правление по законам истинной религии, то есть ислама.
С помощью военных походов мусульмане смогли распространить влияние далеко за пределы Аравийского полуострова. А как раз в конце VIII – начале IX века европейская культура оправилась после темных веков и начала расцветать: издавали множество энциклопедий, развивалась иконопись, а в высших учебных заведениях изучали риторику и логику. Мусульмане получили доступ к знаниям других народов и культур и использовали их, чтобы развить собственную науку.
Арабские мудрецы активно изучали труды античных философов. Например, мыслитель Ибн Рушд занимался развитием философии Аристотеля. В том числе благодаря его переводу и комментарию многие сочинения этого греческого философа вообще дошли до наших дней. По всему халифату открывались школы и научные центры, в которых изучали математику, медицину, физику и астрономию, а также историю, географию и литературу. Именно мусульманские ученые впервые предположили, что Земля вращается вокруг своей оси. А Ибн Синна, также известный как Авиценна, составил «Канон врачебной науки», которым пользовались как учебником в лучших европейских институтах вплоть до XVII века.


Так, к VIII–IX веку Арабский халифат стал крупнейшим государством своего времени, а его столица — Багдад — была самым большим городом в мире. Это было довольно прогрессивное государство: христиане и иудеи, которые жили на его территории, могли исповедовать свою веру, если платили джизью — специальный налог для иноверцев. А религиозные гонения касались только язычников.
Но другие страны были недовольны процветанием исламской цивилизации и стремились вернуть собственное величие. В XI веке западная христианская церковь начала крестовые походы. Они стали масштабным военно-религиозным движением, которое стремилось освободить христианские святыни. Первый крестовый поход длился 3 года и завершился взятием Иерусалима в 1099 году. И это было только начало долгого противостояния между христианским и исламским мирами, который продолжался до 1272 года.
Период крестовых походов не только изменил политическую карту Ближнего Востока, но и повлиял на культуру, экономику и науку. В ходе этих конфликтов Восток и Запад активно обменивались знаниями. Европейцы познакомились с научными достижениями мусульман, и это значительно помогло развитию науки в эпоху Возрождения. А мусульмане, в свою очередь, освоили военные технологии европейцев.
«Золотой век» принес мусульманам немало достижений, самым крупным из которых стало взятие Иерусалима. Этот город является третьим по важности после Мекки и Медины. Именно здесь, согласно исламскому вероучению, Мухаммед чудесным образом встретился с Ибрахимом, Мусой, Исой и другими доисламскими пророками. Кроме того, мусульмане смогли распространить свою веру в самые разные уголки мира, и не только военным путем. Например, арабские торговцы и миссионеры смогли принести ислам в Индонезию. В этой стране сегодня проживает самое большое число мусульман.

Приложение Правое полушарие Интроверта

Но постоянные столкновения сделали мусульман еще более разрозненными. Появлялись новые династии, несогласные с правлением халифата. Такими были, например, шиитские Буиды. В 945 году им даже удалось захватить Багдад, столицу Арабского халифата. Или Карматы, которые в 930 году сумели похитить из Мекки черный камень — главную святыню для мусульман. Примерно в то же время возникло и всем известное религиозно-военное формирование ассасинов, или хашашинов. Они были шиитами, и из-за недостатка денег на содержание регулярной армии были вынуждены прибегать к тайным убийствам. В 1092 году им даже удалось убить Низама аль-Мулька, суннитского главного визиря, второго человека после халифа.
«Золотой век» был неоднозначным. С одной стороны, мусульмане обменивались опытом с представителями других религий и культур, что помогало совершенствовать науку, военные технологии и искусство. С другой, разлад внутри мусульманской уммы усилился. Впоследствии это ослабило халифат и привело к упадку исламской цивилизации, и она не смогла выстоять против Монгольской империи, которая положила конец Арабскому халифату в 1258 году.

Закат величия

Но исламская цивилизация не пала. В XIII веке возникло Османское государство, которое просуществовало до XX века. И ему предстояло стать не менее великим, чем халифат.
Османское государство с самого начала быстро развивалось. Уже в 1453 году османы исполнили мечту всех мусульманских правителей и взяли Константинополь. Ещё пророк Мухаммед сказал:
«Константинополь непременно и безусловно будет завоеван, и как же прекрасен тот предводитель, который завоюет его, и как же прекрасно то войско, что завоюет его!»
Этот город называли «вторым Римом», ведь именно здесь находился центр христианской цивилизации после падения Римской империи. И столица Византии была нужна мусульманам по нескольким причинам. Во-первых, взятие Константинополя должно было стать символом победы ислама над христианством. Во-вторых, благодаря этому завоеванию мусульмане взяли под контроль все торговые пути между Европой и Азией. По ним в Европу доставляли пшеницу, шелк и специи, а в Азию — множество готовых товаров от бумаги до текстиля.
Османская империя была многонациональной. На ее территории проживали не только мусульмане, но и христиане, и иудеи. А значит, османам нужно было уживаться с представителями других религий. Вопреки распространенному стереотипу о враждебности мусульман ко всем неверным, в Османской империи, как и в Арабском халифате, к иноверцам относились лояльно.
Появился так называемый институт миллетов. Миллеты — это религиозные общины, которые располагались на территории Османской империи и были автономными. Каждая такая община имела право самостоятельно выбирать руководителя и получать религиозное образование. Но были и ограничения. Иноверцы должны были проживать только в специально отведенных кварталах, носить специальную одежду и платить более высокие налоги, чем мусульмане. А еще христиане были обязаны отдавать детей служить в регулярной армии Османской империи. Этих воинов называли янычарами. При этом переход в ислам, разумеется, поощрялся, но не наоборот.
Впрочем, не стоит думать, что такие ограничения существовали только в Османской империи. Точно так же делал, например, российский император Петр I: он разрешал мусульманам жить на территории страны, но запрещал занимать государственные должности и облагал высокими налогами. Тем не менее, политика веротерпимости в Османской империи помогала последователям разных вероучений мирно проживать в одной стране. Хотя больше внимания, конечно, уделяли исламу, ведь он оставался государственной религией.
Примерно к XVI веку Османская империя достигла пика величия. В ее состав вошли Сербия, Болгария, Босния, Албания и большая часть Греции. Османы стали самой грозной силой Европы. Но и европейские державы не стояли на месте. В эпоху Возрождения исследователи открыли новые пути в Азию, а инженеры занялись развитием новых военных технологий, в частности огнестрельного оружия и артиллерии. Вместе с географическими открытиями произошел и мощный подъем экономики.
Для Османской империи успехи европейцев означали только трудности. Коррупция, инфляция и общее снижение доходов государства привели к поражениям в битвах за территории, бывшие когда-то христианскими. Это подорвало репутацию непобедимой империи. А после того, как османы проиграли битву при Вене в 1683 году и потеряли территории Венгрии и Трансильвании, начался постепенный упадок их мощи.
Но Османская империя была не единственным государством, где главной религией был ислам. Другой заметной силой была Персия, или Иран. Это была шиитская страна, которая резко противопоставляла себя суннитской Османской империи. Еще в XVI веке правители из династии Сефевидов объединили под своей властью территории современного Ирака, Афганистана, части Пакистана, Армении и Азербайджана. Персия была одной из сильнейших империй своего времени, и наряду с османами одной из первых начала широко применять огнестрельное оружие и артиллерию.
Она вела долгую войну с османами. Но в итоге конфликт между последователями разных течений ислама ни к чему не привел. К XIX веку обе империи были истощены и ослаблены, а потому попали в сферу интересов других, к тому времени уже очень мощных держав — Великобритании и Российской империи. И они воспользовались противоречиями между мусульманскими государствами, чтобы повлиять на две страны сразу.

Британские войска входят в Багдад в 1917 году
Британские войска входят в Багдад (1917)

Для Российской империи наибольший интерес в регионе представляла возможность контроля над Центральной Азией и выходом к Персидскому заливу. А Великобритания стремилась сохранить торговые пути в Индию и не допустить усиления соперников в регионе. Влияние других держав на Персидскую и Османскую империю серьезно изменило политический и социальный ландшафт Ближнего Востока.
Османская империя прекратила существование после Первой мировой войны. Ее силы были разгромлены, а территории разделили между союзниками. Персия же попала под влияние других стран, прежде всего Великобритании. Так закончилась эпоха великих политических достижений. А неудачи начала XX века привели к созданию огромного количества разных течений внутри ислама.

Ислам в современном мире

Именно из-за влияния исторических факторов исламские страны, которые мы видим сегодня, разительно отличаются друг от друга.
Несмотря на несправедливый стереотип об исключительно негативном влиянии ислама на мир, в этой религии есть немало либеральных течений, например, исламский модернизм. Одними из самых известных его основателей были Джамаль ад-Дин аль-Афгани и его ученик Мухаммад Абдо. Они утверждали, что ислам и современная наука совместимы и что для существования ислама в современном мире необходимо пересмотреть основные положения религии. Сегодня самой модернистской мусульманской страной является Турция, наследница Османской империи. После распада империи и войны за независимость Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель нового турецкого государства, начал масштабные реформы. Они были направлены на модернизацию и секуляризацию, то есть снижение роли религии в стране. Ататюрк отделил религию от государства, ввел светское образование и заменил арабский алфавит на латинский. Так Турция стала уникальным примером светского государства в исламском мире.
Но не все мусульманские государства пошли по пути модернизации. Некоторые правители остались сторонниками более консервативных взглядов. Например, в Афганистане вероотступничество и сегодня карается смертной казнью. А на Мальдивах те, кто не исповедует ислам, не могут получить гражданство.
Революции, гражданские войны и межгосударственные конфликты на Ближнем Востоке, такие как ирано-иракская война или войны в Афганистане, привели к разрушению инфраструктуры исламских государств. В них стало трудно проводить реформы. И получилось так, что многие страны, которые процветали в прошлом, стали бедными сейчас. На это повлияли и некоторые другие факторы, такие, как долгий процесс колонизации, политические изменения и экономическая изоляция.
Вместе с социальными проблемами в исламские страны пришел и всплеск религиозности. Так, в 90-х годах к власти в Афганистане пришло религиозно-политическое движение Талибан, которое в России признано террористическим. Это движение установило строгий исламский режим, основанный на шариате — своде предписаний, формирующем нравственные ценности мусульман. После свержения талибов в 2001 году в стране попытались построить демократическое государство, но через 20 лет они вернулись к власти. Права женщин, свобода слова и другие демократические ценности в этой стране до сих пор сильно ограничены. Закон запрещает гражданам переходить в другую религию или выходить из ислама. И это сильно сказывается на образе ислама в современном мире.
На популярных видеохостингах можно увидеть множество видеороликов про ислам, а в новостях о мусульманах говорят значительно чаще, чем о представителях других религиозных течений. И чаще всего это вероучение представляют в негативном ключе. Исследовательница Софья Рогозина в статье о лексической сочетаемости слова «ислам» в российских печатных СМИ отметила, что ислам гораздо интенсивнее показывают как политическую идеологию, чем как религиозную практику. А еще она обнаружила, что слово «радикальный» встречается в сочетании с исламом чаще, чем «традиционный». То есть ислам не показывают как «умеренный», «мягкий» или «современный». А все позитивные или нейтральные события в исламских странах попросту теряются среди ярких негативных новостей.
Но, несмотря на негатив в адрес ислама, эта религия продолжает распространяться. С одной стороны, этому способствует множество течений внутри ислама. Большое разнообразие религиозных групп позволяет людям выбирать то, что ближе лично им. Но с другой, гораздо большее влияние на статистику оказывает ситуация внутри исламских стран. Всплеск численности мусульман пришелся на вторую половину XX века, когда во многих исламских государствах запретили выходить из религии. И дети, которые рождались в мусульманских семьях, автоматически становились мусульманами. Такая статистика не вполне точна. Известно, что многие выходят из ислама, когда становятся взрослыми. И это значительно усложняет проведение социологических исследований и мешает построению прогнозов о будущем ислама в мире.
Ислам прошел долгий и насыщенный путь. Он достиг уровня мировой религии благодаря своим особенностям и особым политическим и социально-экономическим условиям в мире. Сегодня эта религия сохраняет актуальность, ведь ислам регулирует все сферы жизни, а значит, помогает принимать сложные жизненные решения.
История ислама — очень непростой феномен. Из-за разнообразия течений, политических и экономических конфликтов и влияния интернета и медиа нам сложно составить единый образ этого вероучения. А постоянная критика побуждает мусульман больше рассказывать о своей вере, чтобы развеять стереотипы.
Приложенние Правое полушарие Интроверта

Автор: Ольга Тарасова, религиовед (УрФУ)
РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИЯ