Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Кто популярнее в главном музее современного искусства: Дали или Ван Гог?

Мнение «Правого полушария Интроверта»
Время чтения - 2 минуты;
Автор: Никита Добряков

В начале мая я посетил Нью-Йорк и, конечно же, дошел до МоМА. Его основали в 1929 г. как музей исключительно современного искусства: на сегодняшний день ничего старше импрессионистов там нет. Это именно то место, где можно увидеть «Звездную ночь», «Авиньонских девиц», «Постоянство памяти» и «Белое на белом» вместе.

Вот что меня удивило: разное количество публики у шедевров.

Вот идёшь по музею: в одном зале Звездная ночь» Ван Гога, в следующем – «Авиньонские девицы» Пикассо, а ещё через зал – Сальвадор Дали и его «Постоянство памяти». И, казалось бы, шедевр на шедевре. Но что интересно: около Ван Гога просто не протолкнуться. Правда: вы видите не картину, а других людей, которые смотрят на картину.

У Пикассо людей уже значительно меньше, но из-за масштаба на её фоне удобно фотографироваться, что все активно и делают. Поэтому у вас не опыт созерцания Пикассо, а чья-то фотография на его фоне.

Но самое удивительно то, что около Сальвадора Дали – никого. Он ещё и висит неудобно, около дверного проема. Плюс картина маленькая (20х30 см), и в итоге около одной из самых известных картин в мире – пустота. Казалось бы, это хорошо, можно спокойно рассмотреть ее, и никто не мешает, но обидно.

Из-за чего так? Ван Гог – фигура, безраздельно правящая живописным Олимпом. О нем слишком много говорят, слишком много снимают (по фильму в год), слишком много пишут. Даже Шнур поет о его выставке. Что интересно – люди не устают, а, наоборот, хотят еще больше прикоснуться к нему. Ван Гог уже стал брендом – примерно как Мона Лиза. Если она обозначает усредненное понимание «классического искусства», то он олицетворяет «современное».

Вот что еще поразило: популярность русского искусства.
Русский авангард обожают на Западе. Возможно, даже больше, чем на родине. В каждом уважающем себя музее есть произведения русских мастеров. В Нью-Йорке я встретил даже автопортрет Репина! Ну а Кандинский, Малевич, Шагал – это имена первой величины для любого европейского и американского музея. В MoMA, разумеется, есть оригиналы всех троих.
Почему? Наверное потому, что для них наш авангард – важное явление, органично встраивающееся в единую европейскую историю искусств. Наравне с импрессионизмом, кубизмом и т.д.

А как вы думаете, почему такая разница в популярности картин? И почему русское искусство так привлекает иностранцев?

Больше полезных статей в нашей группе ВКонтакте
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!
ЖИВОПИСЬ