Цензура в искусстве — это тема, вокруг которой постоянно возникают горячие споры. В истории живописи существует много примеров, когда картины вызывали неоднозначную реакцию. Одним из таких является «Христос и грешница» Василия Поленова.
Цензура в искусстве всегда вызывает множество дискуссий, а история картины Василия Поленова служит ярким примером того, как творческое видение художника сталкивается с ограничениями своего времени.
Раньше все представленные на выставках произведения проходили строгую проверку цензора, что было обычной практикой. Когда перед 15-й выставкой передвижников очередь дошла до картины Поленова, цензор, увидев её, серьезно засомневался в возможности показывать ее публично. В его глазах полотно было провокационным.
Допускать картину или нет? Чтобы решить этот вопрос, цензор консультировался с различными чиновниками, вплоть до президента Академии художеств. Великий князь Владимир Александрович, занимавший эту должность, признал картину интересной, но потенциально вредной для общественного мнения. Однако решающее слово принадлежало не цензорам, а самому императору Александру III. Его восторг перед произведением Поленова спас картину от запрета.
Сюжет картины
Эту картину Поленов задумал еще в юности, когда увидел работу Александра Иванова «Явление Христа народу». Пораженный мощью и глубиной изображения Иисуса, Поленов задумал создать свой образ Мессии, уже пришедшего в земной мир.
Картина воплощает собой библейский сюжет из Нового Завета. Разгневанная толпа приводит к Иисусу женщину, обвиненную в прелюбодеянии. Фарисеи спрашивают Иисуса о судьбе женщины, указывая на иудейский закон, согласно которому та должна быть казнена. «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень», — произносит Иисус и ставит всех в тупик. «... И я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши», — обращается Иисус к спасенной женщине.
Так в чем провокация?
Цензура в России конца XIX века была особенно осторожной в вопросах изображения религиозных сюжетов. Картина Василия Поленова «Христос и грешница» вызвала опасения у цензоров по нескольким причинам.
Первое — первоначальное название картины — «Кто из вас без греха?». Это выражение, взятое из Библии, могло быть воспринято как вызов общественной морали. Сложно представить картину с таким названием в стране, где религия и мораль тесно связаны с государственной идеологией.
Второе — изображением Иисуса Христа. Поленов представил его как обычного странника, подчеркнув его человеческую сущность и исключив божественное начало. Это было в значительной степени необычно для времени, когда образы святых обычно писались с соблюдением строгих религиозных канонов. Кроме того, реалистичный стиль, выбранный Поленовым для изображения библейской сцены, также вызывал недовольство. Художник стремился показать сцену как реальное событие, происходящее среди обычных людей. Такой подход цензуре показался чрезмерно смелым и даже революционным.