Роман Оруэлла, написанный сразу после Второй мировой войны, до сих пор не уходит с вершин рейтингов книжных продаж и остаётся устрашающе актуальной книгой вот уже более 50 лет. Но почему именно эта антиутопия не теряет своей актуальности? Давайте разбираться.
Время чтения: 3 минуты
«1984» показывает мир 1984 года, в котором вся территория Земли оказалась поделена между тремя беспрерывно воюющими друг с другом сверхдержавами. Главный герой Уинстон Смит — гражданин Океании. Ею правит Большой Брат, бессменный и бессмертный лидер, плакаты которого развешены по всей стране. Смит — сотрудник Министерства Правды, и каждый день он вынужден менять исторические и литературные произведения в угоду партийной идеологии.
Роман показывает историю внутреннего бунта главного героя, который перестаёт верить официальной идеологии и совершает множество противозаконных поступков (ведёт дневник, влюбляется, читает). Но его ловят и под пытками вынуждают отказаться от своих взглядов. Его идеологической капитуляцией стало принятие абсурдного правила 2 x 2 = 5. В финале главный герой полностью подчинён системе, верит в её лозунги и идеалы. Внутренняя революция свободной личности потерпела крах.
Оруэлл тщательно создает мир своей антиутопии, продумывая каждую деталь. Тут и разработанная структура управления, и чёткая система воспитания масс, выраженная в «двухминутках ненависти», во время которых каждый гражданин выражает праведный гнев в сторону врага. Всё в этом мире работает как часы. Но что делает мир «1984» актуальным даже после краха тоталитарных систем XX века?
В антиутопии вся жизнь граждан находится под постоянным присмотром: повсюду телеэкраны-камеры, которые транслируют только один канал и снимают всё, что перед ними происходит. Тотальная пропаганда вкупе с тотальной слежкой — идеальный рецепт подчинения масс.
А что у нас сейчас? Улицы современного мегаполиса усеяны камерами, которые снимают каждый наш шаг, и говорить о приватности уже не приходится. Наш телефон следит за нами не менее тщательно. От количества шагов до количества времени, которые мы проводим в разных приложениях, — вся наша жизнь превращена в набор данных, которые можно купить и продать.
Да, нас не заставляют смотреть один канал, как в «1984», но мы при этом связаны с нашими гаджетами-экранами гораздо сильнее, чем в романе. Наш цифровой след выдаёт нас всегда.
Самый главный объект контроля — язык. То, о чём и как мы говорим, формирует то, о чём и как мы думаем. Поэтому любой политический режим, который стремится контролировать своих граждан, в первую очередь контролирует язык, на котором они говорят и думают.
Новояз — специально созданный язык, который на уровне лексики и грамматики уничтожает свободомыслие и пропагандируется официальную идеологию. Например, слово «свободный» возможно только в значении «свободный туалет», но никак в смысле «свободный гражданин».
В современном обществе СМИ являются тем институтом, который задаёт повестку дня и то, каким способом о ней нужно говорить. Если страны соперничают между собой и чувствуют обоюдную угрозу, то и лексика по отношению друг к другу будет выбрана особая. Все достижения принижают, все провалы гиперболизируют. По отношению к себе всё с точностью до наоборот.
Главный враг тоталитарного режима — сама реальность. Поэтому тоталитаризм создаёт миф о самом себе, погружая своих граждан в мир иллюзий. Сейчас мы наблюдаем нечто похожее: современное общество получает информацию из вторых рук. Перед нами образ реальности, но что происходит в действительности, мы не знаем. Об размышлял Бодрийяр в своей теории симулякров.
Министерство правды, в котором работает главный герой «1984», занимается тем, что делает практически любое современное государство, оформляет своё прошлое. Ведь наряду с действительно подлинной работой по пониманию прошлого происходит и мифологизация собственной истории.
Ещё в Античности стремились создать «правильную» историю. Так, Гомер берёт сюжет Троянской войны и создаёт «Илиаду» и «Одиссею» как гимн афинской армии. А римский поэт Вергилий в «Энеиде» показывает тот же сюжет уже со стороны Трои, демонстрируя силу и храбрость этого народа. И проводит линию от потомков Трои до Римской империи.
Антиутопия «1984» показывает мир непрерывной войны. Враг — образ, объединяющий народ и позволяющий ему выплеснуть всю агрессию и ненависть вовне. В XXI веке мы видим риторику друг-враг, хотя мир давно стал «глобальной деревней», где такая жесткая двуполярная система должна погибнуть.
Великое произведение «1984» появилось в момент, когда тоталитарные режимы были одной из главных действующих сил на геополитической карте мира. Сейчас, когда мир внешне стал совершенно другим, внутренне, к сожалению, многое осталось неизменным. Мы все ещё видим фальсификацию истории, формирование системы тотальной слежки и использование образа врага для удерживания в страхе собственного населения. Этим объясняется постоянная актуальность «1984» — романа, написанного как сатира на XX век, ставшая в XXI веке ещё более актуальной.