Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем смысл теории Пиаже?

Исследования Жана Пиаже сыграли огромную роль в области детской психологии. Его теория когнитивного развития стала основой для многих современных методик обучения и воспитания. Какие ключевые стадии развития человека выделяет Пиаже, расскажем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Сначала были моллюски

История теории Пиаже начинается с его интереса к биологии и эволюции. Жан Пиаже занимался малакологией (изучением моллюсков). Психология же возникла тогда, когда он работал в Париже в лаборатории Альфреда Бине, где его задачей было стандартизировать интеллектуальные тесты для детей.
В процессе корректировки этих тестов Пиаже обратил внимание на то, что дети помладше систематически допускают ошибки, которые более взрослые дети не делают. Это заставило его задуматься о том, что детское мышление кардинально отличается от взрослого. Он был убежден, что дети обладают уникальным способом восприятия и понимания мира. Именно это привело его к разработке теории стадий развития.

Четыре стадии

Пиаже считал, что дети проходят через четыре основные стадии когнитивного развития, каждая из которых характеризуется уникальным способом мышления. Он утверждал, что эти стадии универсальны для всех детей и происходят в определенной последовательности.
Сенсорно-моторная стадия (0-2 года) характеризуется тем, что дети учатся взаимодействовать с окружающим миром через движения и ощущения. Например, маленький ребенок играет в «ку-ку» с папой. Когда родитель прячет свое лицо, ребенок считает, что взрослый исчез. Но, когда папа показывает лицо, ребенок радуется, думая, что взрослый «появился» снова. Это связано с отсутствием понимания постоянства объекта на этом этапе.
Следующая стадия — предоперационная (2-7 лет), в которой дети начинают думать символически, но еще мыслят конкретными суждениями. Если взять два одинаковых стакана воды и перелить жидкость из одного стакана в другой, более узкий и высокий, дети на этом этапе часто думают, что в узком стакане воды стало больше, несмотря на то, что количество воды не изменилось.
На стадии конкретных операций (7-11 лет) дети начинают думать логически о конкретных ситуациях. На уроке математики учитель дает следующую задачу: сколько яблок у двух детей, если один ребенок дал несколько штук другому. Дети на этом этапе мыслят логичнее и уже способны к таким заданиям.
Стадия формальных операций (с 12 лет и старше): подростки начинают думать абстрактно и критически. Они обсуждают с друзьями гипотетические ситуации, такие как «Что бы ты сделал, если бы у тебя была возможность перемещаться во времени?». На этом этапе дети начинают применять дедукцию.

Ассимиляция и аккомодация

Жан Пиаже уделил особое внимание процессам ассимиляции и аккомодации, считая их основными механизмами когнитивного развития. Эти два процесса взаимодействуют друг с другом в течение всего развития. Когда дети сталкиваются с новой информацией, они сначала пытаются ассимилировать её, «вписать» новое в то, что они уже знают. Если это не удаётся, они переходят к аккомодации: меняют свои существующие модели таким образом, чтобы новая информация в них укладывалась.
Пиаже считал, что именно благодаря этим двум процессам дети постепенно переходят от примитивных способов мышления к более сложным и абстрактным. Эти процессы играют ключевую роль на каждой из четырёх стадий когнитивного развития.
ПСИХОЛОГИЯ