Новое время начинается в XVI веке с нового понимания человека и мира. Главную роль в этом сыграли Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Вместе с целой плеядой ученых (Галилей, Ньютон, Лейбниц, Паскаль и др.), они сформировали науку в том её понимании, которое актуально до сих пор.
В это время появилось различие между субъектом и объектом. Оно означает, что есть некто, познающий нечто. Человек (субъект) как носитель разума исследует природу (объект).
Сомнение как метод
Рене Декарт решил найти истинное знание, которое нельзя подвергнуть сомнению. Философ отвергал чувства как такое знание. Поскольку они могут создавать иллюзию понимания, обманывая человека, они не могут являться непреложной истиной.
Сомнению Декарт подвергает время, пространство и наше тело. Даже Бог, непререкаемая истина предшествующих эпох, может быть великим (и злым) Богом-обманщиком, которому нельзя доверять. Так что же остается у человека, если всё можно подвергнуть сомнению?
Мыслящая субстанция
Единственное, в чём нельзя сомневаться, — это в самом акте сомнения, и шире — мышления. Отсюда Декарт делает вывод, что мышление есть первичный критерий существования. «Я мыслю, следовательно, существую». Более точный перевод — «Я мыслю, следовательно, я есть». Акт мышления — фундаментальная характеристика человека, без которой невозможно его существование.
Рождение нового человека
Именно мышление превращает человека в хозяина природы, так как человек — уникальное существо, которое объединяет в себе два рода субстанций: мыслящую и физическую.