Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что не так с принцессами Диснея?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты

Автор - Елизавета Фандорина


Приложение для саморазвития. Скачать


Принцессы Диснея – самые узнаваемые героини поп-культуры. Основанные на архетипических персонажах сказок, с моменты выхода «Белоснежки и семи гномов» они стали ролевыми моделями для девочек по всему миру.


Но в последние годы мы видим, как устоявшийся образ диснеевской принцессы начинает меняться. Новые героини отвергают прежние порядки и меняют правила игры. Теперь уже не встретить героинь, похожих на Золушку или Белоснежку.


Но правильно ли это? И чему они могут научить детей?


Сказки


Канон диснеевской принцессы сложился еще при Уолте Диснее. Его «Белоснежка и семь гномов» навсегда изменила анимацию и наше восприятие сказок. Дело в том, что классические сказки были местами довольно жестокими и не всегда имели счастливый финал (например, в оригинальной сказке Русалочка превратилась в пену). Конечно, Дисней был не первым, кто стал перерабатывать сказки так, чтобы детям не снились кошмары, но именно его видение стало определяющим.


Идеал прошлого


Первые принцессы Диснея – это т.н. «девы в беде». А спасти их может только принц и замужество. Аврора и Белоснежка невероятно наивны, дружат с лесными зверями и влюбляются в первого же парня, которого встречают.


Конечно, сказку не изменишь, да и в начале ХХ века такой женский образ был идеальным: милая, трудолюбивая героиня, которая любит убираться и не умеет проявлять агрессию. Но давайте посмотрим внимательнее: Белоснежка принимает еду от незнакомки и селится в доме у совершенно незнакомых гномов, а Золушка выходит замуж за мужчину, который забыл, как она выглядит, лишь бы сбежать из токсичных отношений с мачехой. Такие образы попросту опасны для детей.


Принцессы эпохи возрождения студии Диснея


После смерти Уолта Диснея прошло почти 30 лет, прежде чем была снята новая история о принцессах. Русалочка Ариэль вызвала восторг критиков и стала одной из самых популярных героинь студии. А Белль из «Красавицы и Чудовища» сознательно создавалась как принципиально новая героиня, у который были ценности и мечты, отличающиеся от всех других принцесс.


Но и и эти героини тоже вызывают сомнения. Русалочка предает семью ради шанса на счастье с принцем, которого она даже не знает. А Белль, которой добавили любовь к чтению, чтобы сделать ее «странной», в итоге оказывается жертвой стокгольмского синдрома и остается с тем, кто угрожал ей и ее отцу.


Другие принцессы


Но мир не стоит на месте, и помимо того, что новые принцессы Диснея отражают расовое разнообразие (фильмы Диснея смотрят по всему миру, поэтому логично, что не все героини должны иметь европейскую внешность), но и показывают новые характеры.


Покахонтас и Мулан вообще не мечтают о замужестве, а спасают родину и свою семью. Их истории заканчиваются личным триумфом, а не свадьбой.


Тиана из «Принцессы и лягушки» так вообще имеет настоящую работу и мечтает открыть свой бизнес. В этих историях героини имеют свою романтическую и сказочную историю, но при этом их мечты и отношения с семьей тоже оказываются важны.


Современные принцессы


Современные принцессы Диснея доказывают, что героиням не обязательно быть пассивными и наивными, чтобы стать счастливыми. Рапунцель вырывается из токсичных отношений с матерью и не дает себя в обиду, когда к ней врывается грабитель. Мерида и вовсе отвоевывает право решать самой свою судьбу и доказывает родителям, что может жить иначе, чем они. Моана похожа на Мериду: ее готовят стать правительницей, и её история строится на спасении родного острова.


На данный момент самыми популярными героинями являются Эльза и Анна из «Холодного сердца», где главной силой оказывается сестринская любовь. А принц, в которого Анна влюбляется с первого взгляда, и вовсе оказывается злодеем. Эльза ищет душевного спокойствия и источник собственной силы, а Анна взрослеет и берет управление страной в свои руки. Более того, она даже откладывает помолвку ради спасения страны.

История этих героинь сосредотачивается на отношениях с семьей и личностном росте.


Что объединяет принцесс?


То, что Дисней раз и навсегда изменил свою политику в отношении принцесс, доказывает эпизод из мультфильма «Ральф против интернета». Главная героиня Ванилопа попадает к группе принцесс, которые пытаются выяснить, что она за принцесса, и задают ей вопросы. Помимо волшебства и говорящих животных, почти обязательным пунктом оказывается проклятие, заточение или отравление. Ванилопа, которая живет в современном мире, предлагает им вызвать полицию.


Новые принцессы – отличные примеры для подражания хотя бы потому, что они с детства учат, как постоять за себя, идти к своей цели и дорожить семьей. Конечно, всем хочется попасть в прекрасную сказку, но подчас это приводит к выученной беспомощности. В реальности в сложные моменты редко появляется фея или прекрасный принц. Поэтому с детства учиться брать на себя ответственность и верить в свои силы – лучший посыл из возможных.

КИНЕМАТОГРАФ