Фильм «Господин Никто» (2009) режиссера Жако Ван Дормеля был главной надеждой авторского европейского кинематографа, но в итоге эта лента вызвала неоднозначные оценки. Одни увидели в фильме лишь пафос вечных вопросов без попытки дать внятные ответы на них. Для других же фильм стал откровением. Давайте разберём философию этого фильма (со всеми спойлерами!).
Главный герой Господин Немо (или Никто) очнулся в недалеком будущем. Ему 118 лет. Он последний смертный человек на Земле, за жизнью которого наблюдают телезрители. Сам Немо заявляет, что ничего не помнит о своём прошлом.
Фильм состоит из нарезок разных вариантов жизни Немо, которые он мог бы прожить. И только в конце фильма мы узнаём, что всё показанное — это проекции разных жизней ребёнка, обладающего способностью видеть будущее. И какой во всем этом смысл?
В начале нам рассказывают, что до рождения человек знает всю свою жизнь. Но перед появлением на свет ангел прикасается к губам ребёнка, и он всё забывает. Это отсылка к философии Платона. Он считал, что человеческая душа бессмертна и обладает всей полнотой истины о мире. Но перед тем, как воплотиться в теле, она пьёт воду из реки забвения и всё забывает. Воплощённая в теле, душа «вспоминает» знания, которыми она обладает.
Главный герой — единственный, к кому ангел не прикоснулся. Поэтому Немо не потерял знание и будущее ему было известно.
Это главная проблема фильма. Сначала Немо выбирает родителей, у которых он родится. А затем, с кем из них ему остаться при их разводе. Ключевой является сцена расставания на вокзале. Это своеобразный перекресток с двумя возможными векторами жизни главного героя.
Маленький мальчик начинает продумывать свое будущее. В каждой из линий есть множество вариантов развития событий. Они зависят лишь от случая.
Все события в фильме основаны на эффекте бабочки. Этот термин описал американский математик и метеоролог Эдвард Лоренц (1917–2008). Он означает свойство хаотической системы, в которой любое мельчайшее изменение может привести к глобальным последствиям. Например, бабочка, махнувшая крылом в Америке, может привести к торнадо в Индонезии.
В фильме то яичная скорлупа приводит к трагедии, то плохие шнурки не дают ребёнку добежать до мамы, то переваренное яйцо ведет к дождю, который смывает номер телефона, записанный на листке бумаги.
Нам постоянно показывают, как любая случайность может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Так, если бы ветер не сорвал листок с дерева и не оставил его на тротуаре, то отец главного героя не поскользнулся бы на нём и не познакомился с мамой героя.
Но что тогда делать человеку в мире, полном случайностей? Выбирать.
Если случайности определяют направление жизни, то что зависит от человека? В фильме дан ответ: от человека зависит выбор, именно он определяет, кто мы есть.
Сартр как-то сказал: «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». То есть человека определяют не обстоятельства, а то, что он делает с их последствиями.