Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему русское искусство вторично?

Еще со школы мы привыкли видеть знакомые образы русского искусства. В учебниках мы встречаем «Утро в сосновом лесу» Шишкина, «Портрет Пушкина» Кипренского и «Бурлаков на Волге» Репина. Однако когда мы открываем книги по истории искусства, где собраны шедевры мировой живописи, то с удивлением обнаруживаем, что привычных нам картин и имён в них нет. Мы сталкиваемся с тем, что привычное нам русское искусство в контексте мирового играет незначительную роль. 

Давайте посмотрим на основные вехи в развитии русского искусства и постараемся разобраться, почему это так.

Время чтения: 2 минуты
Автор: Алена Репина

Приложение для саморазвития. Скачать

Иконопись


После падения Византийской империи в 1453 г. Русь остается главной наследницей иконописной традиции, которая к середине XV в. переживает настоящий расцвет на русской почве. Появляется выдающийся художник – Андрей Рублев. Русские иконописцы стараются изобразить недоступный божественный мир, чтобы таким образом приблизиться к нему.

Интересно, что в это же время в Европе мы видим развитие искусства Возрождения. Там работают такие художники, как Леонардо, Рафаэль и Микеланджело. Художники Ренессанса, напротив, сосредоточены на чувственном мире и на человеке. Как мы видим, тенденции совершенно противоположные.

Светское искусство


До Петра I на рубеже XVII-XVIII в. в России все еще нет национальной школы живописи. Но уже возникает интерес к светскому искусству, и появляется парсуна – первый русский портрет, наследующий традиции иконописи. Петр начинает приглашать в Россию европейских мастеров и отправлять талантливых русских художников учиться за границу. Но в это время зависимость нашего искусства от европейских вкусов и личных предпочтений императора играет решающую роль.

Начинания Петра I продолжает Елизавета Петровна, открыв в 1757 г. Санкт-Петербургскую Академию художеств. Важно понимать, что для формирования своей школы живописи нужно время. Иностранные мастера привезли в Россию чуждые стили, которые в Европе развивались постепенно – Ренессанс, барокко, классицизм. Иными словами, мы взяли готовую схему, и потребовалось полвека, чтобы она дала свои плоды.

Первые по-настоящему известные на всю Европу русские художники, те, чьи автопортреты находятся в галерее Уффици (Флоренция) – Кипренский, Брюллов и Айвазовский. Последний, кстати, был первым художником, который организовывал собственные передвижные выставки, тем самым способствуя собственной популярности и известности.

Передвижники


1863 г. невероятно важен как для мировой, так и для русской истории искусства. Эдуард Мане пишет свою знаменитую «Олимпию», которую решится выставить только два года спустя, а в Санкт-Петербурге 9 ноября 1863 г. происходит т.н. «Бунт четырнадцати». Это был отказ лучших учеников Академии Художеств во главе с Крамским писать дипломные работы на отвлеченную мифологическую тему.

Получается, что в один и тот же год художники России и Франции протестуют против академического искусства, которое говорит о высоком, использует античные сюжеты и исторические мотивы, но не имеет никакого отношения к реальности. Русское академическое искусство того времени – это не про русский национальный образ.

Передвижники начинают говорить про нас, и это образы, не пропущенные через фильтр академической идеализации. Но в контексте мировой живописи это лишь национальные сюжеты, имеющие значение только для нас. Это не революция, как у импрессионистов, и не оригинальная техника, как у Ван Гога. Напомню, что Репин и Ван Гог – современники.

Во всех странах есть художники, изображающие национальные характеры, но они важны в контексте лишь своего искусства и своей традиции, т.к. транслируют смыслы, понятные только в определенной культуре.

Русский авангард


В начале ХХ в. русское искусство проявляет себя с невиданной силой. Если до этого мы заимствовали и перерабатывали чужое, то теперь наши художники не уступают в значимости европейским.

Русское авангардное искусство – это духовный поиск, похожий на тот, что совершал средневековый иконописец. Кандинский верил в надмирные духовные смыслы, которые можно выразить с помощью искусства; Малевич называл художника Богом, что творит реальность; а Ларионов обращался к лубку, деревянной игрушке и иконописи, чтобы создавать искусство, основанное не на европейской, а на русской традиции. В это же время в Париже Пикассо, Брак и Модильяни экспериментируют с формой.

На мой взгляд, русское искусство – это всегда про духовное. Это не стремление изобрести новый художественный язык – это нечто гораздо более масштабное, это стремление силами искусства найти ответы на фундаментальные вопросы бытия.

Подводя итог, обозначу, что первое уникальное русское искусство – это русский авангард. Именно искусство начала XX в. - это взрыв, к которому шла русская культура, чтобы заявить о себе как о самобытном и уникальном явлении.
ЖИВОПИСЬ