Юкио Мисима — одна из самых противоречивых и обсуждаемых фигур в японской литературе XX века. Его жизнь и творчество окутаны аурой драматизма, а его смерть стала последним актом трагедии, написанной самим писателем. В этой статье мы рассмотрим, как Мисима репетировал свою смерть через искуссвто.
Время чтения: 5 минут.
Новелла «Патриотизм»
Сюжет новеллы «Патриотизм» Юкио Мисимы разворачивается вокруг молодого лейтенанта Шиндзи Такэямы и его жены Рэйко. Действие происходит в 1936 году, в то время, когда молодые офицеры Императорской армии Японии попытались совершить государственный переворот, стремясь восстановить полную власть императора.
Лейтенант Такэяма, оставаясь верным императору и правительству, оказывается в трудном положении, когда его друзья и товарищи по службе участвуют в мятеже. Он сталкивается с моральной дилеммой: с одной стороны, он должен следовать приказам и бороться против мятежников, среди которых его друзья, а с другой — он не может поднять руку на товарищей и нарушить свои самурайские принципы.
В конечном итоге, не желая предать своих друзей и не имея возможности поддержать их, Такэяма решает совершить сеппуку — ритуальное самоубийство, которое в самурайской культуре считается актом сохранения чести. Его преданная жена Рэйко, следуя традициям и выражая свою любовь и лояльность мужу, решает последовать за ним, совершив самоубийство после того, как он завершит свой ритуал.
Фильм «Патриотизм»
Фильм «Патриотизм» был создан в 1966 году и является уникальным произведением в истории японского кинематографа, поскольку Юкио Мисима взял на себя роль режиссера, сценариста и главного актера.
Мисима не только написал сценарий, но и самостоятельно финансировал производство фильма, что позволило ему сохранить полный творческий контроль над проектом. Он тщательно продумал визуальный стиль фильма, который отличается минималистичным декором, что усиливает драматизм происходящего и позволяет зрителю сосредоточиться на внутреннем мире персонажей.
Играя главную роль, Мисима стирает границы между реальностью и вымыслом, между жизнью писателя и его литературным альтер-эго. «Патриотизм» остается одним из самых ярких примеров того, как личность Мисимы, его философия и искусство переплелись в едином творческом акте.
Харакири
25 ноября 1970 года, следуя самурайским традициям, Мисима совершил харакири. Этот акт был не только личным выбором, но и политическим заявлением. Мисима считал, что современное общество утратило связь с традиционными ценностями, и в этом он видел причину морального упадка Японии. По его мнению, истинный патриотизм требует жертвы и готовности отдать жизнь за идеалы, которые делают нацию великой. Это отражение воинской философии самураев, где смерть в бою считалась наивысшим проявлением долга и чести.
Важно сказать, что в его взглядах, которые нашли отражение как в его литературных произведениях, так и в жизненных поступках, смерть является не трагическим концом, а вершиной жизни, актом, в котором достигается истинная чистота и совершенство. В контексте его собственной смерти, Мисима видел харакири не просто как суицид, а как поступок, подтверждающий его преданность традиционным ценностям и патриотизму. Он верил, что через смерть можно достичь трансцендентного состояния, в котором личная честь и национальный дух сливаются воедино. Смерть для Мисимы была актом освобождения от материального мира и одновременно высшим проявлением жизненной силы.
Готовитесь к экзамену по литературе и нужно узнать биографию писателей? Получите готовый гайд от эксперта в видео-саммари «Тайны великих писателей: любовь, ссоры, болезни». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30.
Юкио Мисима — один из самых известных японских писателей в мире, тем не менее популярным именно в Росси стал другой писатель, Харуки Мураками. Почему же? Размышляем об этом в статье: