До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Критический реализм в русской культуре XIX века

Критический реализм — одно из самых популярных направлений литературы и живописи второй половины XIX века. Он пришел на смену романтизму, который запечатлевал фантастическое и противопоставлял своих героев жестокому несправедливому миру. Что отражали работы реалистов? Отвечаем в статье.
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Романтизм — предшественник реализма

Романтизм — литературное направление, появившееся в конце XVIII — начале XIX века изначально в Западной Европе, потом в России. Он также затронул живопись, сменив строгий классицизм. Картины наполнились яркие красками, а персонажи — эмоциональными переживаниями.
Какой романтический герой в литературе?
Как правило, это персонаж, противопоставляющий себя жестокому миру, он стремится к миру идеальному. Такой герой склонен к эскапизму, излишней мечтательности. Мир сновидений, путешествия (для русской литературы характерны поездки на Кавказ), подразумевающие свободу выражения и творчества — все это вдохновляет персонажа, дает ему надежду на лучшее. Автор-романтик стремится наделить своего героя уникальными чертами, сделать его непохожим на других. Помимо этого, автор нередко ссылается на фольклор.
Представители романтизма в русской литературе:
А. С. Пушкин с его лирические персонажи, М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»), В. А. Жуковский (баллады «Светлана», «Людмила»), К.Н. Батюшков, «писатель-загадка» Н. В. Гоголь и другие.
К. П. Брюллов, Всадница, 1832
А что живопись? Значительно ли романтический герой в русской живописи XIX века отличался от героя литературного? Нет. Картины представителей романтизма были так же полны чувств. Если говорить о портретах, то зачастую персонаж изображался с одухотворенным выражением лица, отражающем его внутренние переживания. Природа на картинах романтиков замирала в ожидании определенного события, например грозы, бури или метели. Другим пристрастием художников этого направления было изображение эпических сцен, и неудивительно — ведь это настоящий «котел» для эмоций. Персонажи застывали в движении, бежали, падали, смеялись и плакали. Все это, как правило, объединялось мифической, библейской и исторической тематикой.
Представители романтизма в русской живописи:
А. Г. Венецианов, К. П. Брюллов, И. К. Айвазовский, В. А. Тропинин, О. А. Кипренский и другие.

В чем критика, брат?

Постепенно, как это и бывает в искусстве, под влиянием внешних событий, политики и войн на смену одним направлениям пришли другие. То же самое произошло с литературой и живописью. Романтические чувства сменились суровой реальностью. Творцы-реалисты обращали взоры читателей и зрителей на земное, пусть не самое прекрасное, но настоящее.
Действительность воспринималась критически, отсюда и название «критический реализм», ни один аспект жизни не ускользал от строгого взгляда реалистов. Свою критику они также переводили и на представителей романтизма. Пышность, напускность, эмоциональность, многословие, драматизм — за все это реалисты ругали романтиков. Не отставали и последние:
«Мечтательный романтизм стал ненавидеть новое направление за его реализм!»
Герцен А. И., Дилетантизм в науке, 1843
В. Г. Перов, Охотники на привале, 1871

Реализм в литературе

Реализм — это направление в искусстве, представители которого стремятся к наиболее полному и адекватному отражению действительности в её многообразии и типичных чертах.
Писатель-реалист — это «доктор социальных наук», учитель мудрости. Он стремится к объективизации действительности, отображении ее без прикрас. Герой его произведений рассматривается не индивидуально, а на примере связей с социальной средой. К основным традициям реализма в литературе можно отнести народность и гражданственность, обличение социальных проблем и постановка нравственно-философских вопросов. Часто поднимались политические темы.
Представители: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин и другие.

«— А судьи кто? — За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима…»

И. А. Гончаров, «Горе от ума», 1825

Реализм в живописи

Как и в литературе, художники-реалисты не скрывали пороки общества и рассказывали правду об обществе. Они часто обращались к угнетенным слоям общества, обездоленным и бесправным, вызывая этим сочувствие. Герой реалистов — человек из народа, работяга, изображенный на фоне быта, повседневных забот. На смену надрывности поз и лиц пришла естественность, фантазийным сюжетам — сюжеты жизненные.
Продолжением критического реализма в живописи стало течение «передвижников» (1863 год), вдохновлявшихся простым народом. Они старались сблизить этот слой общества с интеллигенцией.
Представители: В. Г. Перов, И. Е. Репин, Н. Н. Ге, Б. М. Кустодиев, В. Д. Поленов, И. И. Шишкин и другие.
ЛИТЕРАТУРА ЖИВОПИСЬ