Французского художника Ива Кляйна называют продавцом воздуха. Несмотря на то, что он занимался искусством всего восемь лет, Ив Кляйн смог разработать новаторские приемы и оставить свой след в искусстве. А как он продавал воздух? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты. Приложение для саморазвития. Скачать
Одинаковые картины — разные цены
Оба родители Ива Кляйна были художниками: отец придерживался позднего постимпрессиониста, а мать — ташизма (абстрактного экспрессионизма). Ив Кляйн не получил профессионального художественного образования. Зато он освоил множество профессий: дзюдо, дзен-буддизм, мореходство, восточные языки. Художник имел дар убеждения. Например, он выставил одиннадцать одинаковых синих картин и поставил на них разную цену. Публика была возмущена. Ив Кляйн таким образом показал, что оценка произведения искусства субъективна, она складывается из ничего — пустоты. Все зависит только от восприятия человека. Также художник считал, что синий холст без каких-либо изображений — это тоже искусство, так как сохраняется характеристика живописи — поверхность, которая покрыта краской. Ив Кляйн создал не первый монохром в истории искусства (первым был «Черный квадрат» Казимира Малевича), однако он наделил его другим смыслом.
Выставка с одним шкафом
В 1958 году Ив Кляйн организовал выставку «Пустота». Художник, будучи мастером эпатажа, распиарил это событие. Он прислал огромному количеству людей приглашения синего цвета, на которых поставил синюю марку. Получился ажиотаж — на выставку пришло более трех тысяч человек. Те, у кого не было пригласительного, должны были заплатить 1.500 франков за вход. Снаружи окна галереи были зашторены синим цветом.
Центральный вход специально закрыли, гости заходили через черный выход, где их ждали военные республиканской армии, которые предлагали коктейли синего цвета из джина. Потом их проводили на выставку небольшими группами.
Но оказалось, что в выставочном зале нет ничего, кроме шкафа, который был предметом интерьера, а не экспонатом. Выставка произвела фурор и вызвала возмущение публики. Ее посещало около 200 гостей в день, и она была продлена на неделю.
Маркетинг XX века
Выставка оказала большое влияние на историю искусства. Ив Кляйн поднял важные вопросы: есть ли у выставочного зала границы, что такое художественная выставка, какую роль в ней играют посетители. Искусствоведы считают, что с помощью «Пустоты» Кляйн хотел показать, что люди идут на выставку ради знаменитого художника и чтобы отметиться на мероприятии. Кроме того, пустота, по его мнению, это не вакуум, а бесконечность. Также стоит отметить, что на выставке преобладал синий цвет, поскольку «продавец пустоты» любил его с детства. Он рос в Ницце, где было синее небо, которое стало для него символом мечты. Кроме того, Кляйн придавал синему цвету эзотерические смыслы и запатентовал его как «международный синий Кляйна».
Художник даже продавал пустоту. Но брал он не деньги, а только золото в слитках. Половину слитков Кляйн выбрасывал в Вену, то есть в пустоту, а банковский чек уничтожал. Соответственно, у покупателя не было никаких доказательств покупки. Одним из знаменитых покупателей пустоты был французский философ Альбер Камю.