Мишель Фуко — один из самых важных и влиятельных философов XX века. Он вводит новые философские понятия, например, «дискурс», «паноптикум». Философ считает, что субъекта не существует, есть только объект власти. Почему же субъект умер, и что такое распределенная власть? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Основные темы в философии Фуко
Мишель Фуко — популярный и харизматичный лектор. Он много пишет о проблемах психиатрии, которая находилась в сложном положении. Во-первых, существовала карательная психиатрия, которая использовалась как элемент наказания. Во-вторых, психиатрические клиники оказались местом изоляции человека, который имеет психическое расстройство. Мишель Фуко исследует институты принуждения: психиатрические больницы, тюрьмы, школы, армии. Тема власти будет одной из фундаментальных тем в философии Фуко. Его популярные книги — это «Надзирать и наказывать», «История безумия», «История сексуальности».
Субъект и объект власти
Мишель Фуко задается вопросом, какие есть отношения между субъектом и властью. Власть пронизывает все сферы деятельности человека, это некоторый способ мышления. Любой человек проходит через цепочку постоянных подчинений. При этом власть политическая или родительская — это лишь частный случай проявления власти. Власть распределена в обществе и проникает во все общественные институты. В модерне складывается следующая структура — существует субъект (носитель) власти и объект (жертва) власти. И если субъект мы можем персонифицировать, то объект — это масса.
Мишель Фуко вводит понятие «паноптикум». Он заимствует его у Иеремия Бентам, который представлял макет тюрьмы. Паноптикум — это помещение, по кругу которого расположены камеры, а по середине есть пустое пространство, где ходит надсмотрщик. Пространство внутри паноптикума можно сделать зеркальным, и если за таким зеркалом поместить надсмотрщика, люди в камерах не будут знать, наблюдают за ними или нет. И мы можем даже не сажать надсмотрщика внутрь конструкции. Человек, чувствуя на себе воздействие власти, уже корректирует свое поведение. Фуко называет это распределенной властью. Власть растворилась по некоторым социальным институтам.
Дискурс и биополитика
Мишель Фуко вводит понятие «дискурс». Это особая система правил, по которым можно сформировать знание в целом. Дискурс опирается на мировоззрение объекта власти и позволяет субъекту власти контролировать знание как институт. Фуко говорит, что социальные институты формируют дискурс, а внутри научного знания дискурсе выстраивают властную иерархию.
Человек является актором, который сопротивляется этим практикам. Фуко рассматривает человека как тело. Распределенная власть смотрит на человека как на тело, биологическое существо.
Философ говорит, что распределенная власть смотрит на людей, которые живут в определенном государстве не как на общество, а как на население. Этой власти необходимы демографические характеристики людей, а не их ценности. Общество превращается в популяцию животных. Для биовласти также характерно вмешательство в телесность: обязательные медицинские процедуры, прививки. Это объясняется политической «заботой». Именно поэтому и происходит смерть субъекта. Человек растворяется в наборе социальных практик и властных институтов.
Не можешь выбрать между подготовкой к экзамену по философии и любимым сериалом? С саммари «История философии: от античности до наших дней» ты быстро подготовишься к экзамену, и у тебя останется время почиллить. Если введешь «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то тебя ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
В книге «Надзирать и наказывать» Мишель Фуко вводит понятие «паноптическое общество» и рассуждает про методы наказания. Рассказываем про книгу в статье:
О чем «Надзирать и наказывать» Мишеля Фуко?