Густав Климт — главный художник австрийского модерна, основатель движения «Венский сецессион». В этой статье рассмотрим, как музыка отразилась в работах Климта.
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Музыкальные мотивы в творчестве Климта
Впервые музыкальные мотивы появляются у Климта в полотне «Музыка I» (1895). Юная гречанка, а может и современница художника, играет на лире. Причудливые орнаменты фона напоминают ноты или планеты — возможно, намёк на пифагорейскую «гармонию сфер». Они воспринимаются как материализованные звуки и придают картине осязаемый ритм.
Три года спустя Климт получил заказ от греко-австрийского предпринимателя и мецената Николаоса Думбаса. Для музыкального салона в его венском дворце художник написал картины «Портрет Шуберта у рояля» и «Музыка II».
Портрет Шуберта был выполнен в нехарактерной для Климта импрессионистической манере, но отвечал вкусам публики. Картина «Музыка II» по композиции и сюжету напоминает первое полотно 1895 года. Здесь сохраняются реминисценции Античности, но меняется образ героини: юная девушка превращается в роковую женщину. К сожалению, обе картины были утрачены в 1945 году.
«Бетховенский фриз»
Самое значительное произведение Климта на тему музыки — его знаменитый «Бетховенский фриз». Это цикл картин, который был создан в 1902 году в честь 75-летней годовщины смерти Бетховена.
Цикл был представлен на XIV выставке художников-сецессионистов. Масштабный, 34-метровый фриз разместился в отдельном зале помещения Сецессиона. Изначально эта работа была задумана как временное обрамление статуи Бетховена скульптора Макса Клингера.
Сюжет «Бетховенского фриза»
В основе фриза лежит «Девятая симфония» Бетховена. Климт сумел виртуозно передать её размах и мощь средствами живописи.
Читать «Бетховенский фриз» следует как книгу — слева направо. В левой части Климт символически изображает слабое и страдающее Человечество (обнажённые коленопреклоненные фигуры), которое просит о помощи Силу (рыцарь, облачённый в золотые доспехи). За спиной рыцаря — Сострадание и Тщеславие, которые должны сподвигнуть его на борьбу с силами зла.
Средняя часть фриза — воплощение мира зла. Его символом выступает Тифон — чудовищный монстр с головой обезьяны и телом змеи. Слева от него — обнажённые темноволосые девушки-горгоны — Болезнь, Безумие и Смерть, а справа — Похоть, Порочность и Невоздержанность. Одинокая измождённая фигура, стоящая поодаль — это Тоска.
Правая часть символизирует спасение человечества — его несёт Искусство (женщина, играющая на лире). Это идеальный мир, где возможны чистая радость и любовь.
Финальные сцены фриза иллюстрируют цитаты из заключительной части «Девятой симфонии» — оды «К радости» Шиллера. Ангельский хор распевает «Радость, пламя неземное», а обнимающаяся пара означает «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!»
Музыка и Античность
Музыкальность пронизывает структуру фриза — движения изящных фигур, наклоны голов, переплетения тонких пальцев передают смену ритмов, повторы и паузы. Волнообразные, текучие контуры фигур соседствуют с заостренным ритмом орнамента.
В «Бетховенском фризе» впервые в полную силу проявляется линеарный стиль Климта. Для него характерно влияние древнеегипетского и античного искусства. Отдельные образы — дочери Тифона и играющая на музыкальном инструменте женщина почти дословно цитируют древние изображения, отсылая к египетским росписям, греческой архаике и даже недавно открытым минойским фрескам.
Слияние музыкального начала с искусством Античности в «Бетховенском фризе» приобретает особое значение для художника. В представлении его современников, Древняя Греция — «колыбель цивилизации» — таит в себе скрытые силы, которые могут обновить современное искусство.
Музыка выступает как важнейшее из искусств, способное проникать сквозь время и пространство. Кажется, Климту удалось невозможное: воплотить звук в форме и красках.