Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое механицизм?

Механицисты (не путать с механиками) были философами XVII — XVIII веков, кто рассматривал мир как механизм.
Рассказываем подробнее
Время чтения — 3 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Механицизм — это

Механицизм в философии — это направление, которое рассматривает все явления в природе и обществе как виды механического движения. Основная идея механицизма состоит в том, что все процессы в мире, будь то в природе или в человеческом теле, можно объяснить как работу машины. То есть все, что происходит вокруг и внутри нас, можно понять, разобрав это на более мелкие части, как если бы мы разбирали часы или механическое устройство.
Это направление особенно популярно было в XVII — XVIII веках, когда ученые и философы пытались объяснить все процессы в мире с помощью законов механики. Они считали, что Вселенная устроена как огромный механизм, а все ее явления — это результаты механических взаимодействий.
Механицизм повлиял на развитие науки, в частности, физики и биологии, поскольку способствовал развитию идей о причинно-следственных связях и стремлении к точному измерению и объяснению явлений. Однако с течением времени механицизм стал уступать место другим подходам, которые учитывают более сложные и не всегда линейные процессы в природе и обществе.

Известные механицисты

Рене Декарт (1596 – 1650): Декарт часто считается основателем современной философии и одним из первых сторонников механицизма. Он представлял мир как машину, работающую по законам физики. Декарт считал, что природа и живые существа, включая тело человека, функционируют как сложные механизмы. Однако он делал исключение для человеческого разума, который по его мнению, не подчиняется механическим законам.
Франс Хальс «Рене Декарт» (1649)
Исаак Ньютон (1643 – 1727): Ньютон не был философом в строгом смысле этого слова, но его законы механики оказали огромное влияние на механицистическое видение мира. Он разработал математическое описание гравитации и трех законов движения, которые легли в основу классической механики. Ньютонова механика позволила описать движения небесных тел и предсказать их с большой точностью, что укрепило идею о вселенной как о механическом устройстве.
Томас Гоббс (1588 – 1679): Гоббс был философом и одним из первых теоретиков политического механицизма. Он применил механицистические принципы к обществу и политике, утверждая, что люди действуют из-за материальных и механических причин.
В его работе «Левиафан» общество рассматривается как большой механизм, а государство — как искусственный человек, созданный для поддержания порядка.
Галилео Галилей (1564 – 1642): хотя Галилей более известен как астроном и физик, его исследования и идеи также способствовали распространению механицизма. Он использовал эксперименты и математику для изучения законов движения и тем самым доказал, что природные явления можно объяснить и предсказать с помощью механических законов.
Юстус Сустерман «Галилео Галилей» (1636)
Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751): Ламетри особенно известен своей работой «Человек-машина», в которой он утверждал, что человек, включая его ум и сознание, полностью и целиком является продуктом материального мира. По мнению Ламетри, все человеческие мысли, ощущения и действия можно объяснить механически, через взаимодействие физических частей тела, включая мозг. Это была радикальная идея для его времени, так как она полностью отрицала существование души или какого-либо нематериального аспекта человеческого существа.
Поль-Анри Тири Гольбах (1723 – 1789): Гольбах, автор книги «Система природы», также поддерживал механицистический взгляд на мир и человека. Он считал, что все явления, включая мысли и эмоции, являются результатом материальных процессов. Гольбах утверждал, что в основе всего лежит материя и движение, и что даже человеческая личность и мораль могут быть объяснены через природные законы и физические процессы. Его подход подчеркивал важность научного понимания мира и отвергал религиозные и сверхъестественные объяснения.
Короче, если бы они занимались ремонтом, то, скорее всего, считали бы, что все, от часов до человеческого ума, можно починить, используя отвертку и масло. Представьте, как Рене Декарт, с отверткой в руке, мог бы говорить: «Я мыслю, значит, пора смазать шестеренки!» или Гольбах, возможно, утверждал бы, что любая душевная проблема — это всего лишь вопрос неправильной настройки механизма.
В итоге, механицисты смотрели на мир, как на огромный, хорошо смазанный механизм, где каждая деталь играет свою роль.
ФИЛОСОФИЯ