Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как Netflix и другие стриминги изменили киноиндустрию?

Сегодня мы можем за пару минут включить Netflix, «Кинопоиск» или любой другой стриминговый сервис и выбрать фильм на вечер. Удобство и комфорт таких сервисов сложно переоценить: они не зависят от сетки телеэфира, нет назойливой рекламы и контент зачастую более разнообразен за счёт иностранных фильмов и сериалов. Разбираемся, как стримингам удалось стать настолько популярными и как они изменили развлекательную индустрию.
Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Новые возможности для зрителей

Netflix, Amazon Prime Video, HBO Max, «Кинопоиск» и другие подобные сервисы предоставляют зрителям новые возможности, которые были недоступны раньше, в эпоху монополии кабельного телевидения и кинотеатров.
Одно из их главных преимуществ заключается в возможности создавать и транслировать контент без ограничений, связанных с расписанием показов и доступностью кинотеатров. Вместо того, чтобы ждать фильм на экранах и изучать расписание сеансов, зрители могут просто посмотреть его в любое удобное для них время. К тому же не нужно тратить время на дорогу и стоять в очереди за попкорном: киновечер легко организовать в уютной домашней обстановке.
Возможность просмотра контента в домашней остановке — ключевая причина, по которой продажи подписок Netflix взлетели во время строгих ковидных ограничений. Развлекательный сектор экономики просел, но после сумел возродиться благодаря стриминговым компаниям.
Сам контент тоже стал разнообразнее благодаря отсутствию ограничений проката. Кинотеатры могут ограничивать показ некоторых фильмов: ставить малое количество сеансов или вовсе отменять такие картины. А ещё кинотеатр никогда не покажет сериал — это слишком долгий формат, который не подходит им с экономической точки зрения.
Ещё онлайн-кинотеатры позволяют смотреть свой контент на удобных для зрителей устройствах. У них обычно есть отдельные приложения для смартфонов, планшетов, телевизоров и компьютеров. Если человек поставил паузу на телевизоре и поехал куда-то, в пути он может продолжить смотреть с того же места на другом гаджете.
Не стоит забывать и озвучку с субтитрами. На Netflix, например, добавляются основные европейские языки к любым популярным проектам, а к менее известным стараются добавлять английские озвучку и субтитры. Можно смотреть сериал на комфортном вам языке и понимать все реплики героев или включить субтитры и язык оригинала, чтобы учить иностранный язык.

Новая эра кинематографа

Стриминги не только изменили культуру потребления фильмов и телесериалов, но и открыли новые горизонты для режиссёров, продюсеров и актёров. Съёмочные компании получили возможности создания и распространения нестандартных форматов контента, которые не окупились бы на обычном телевидении или при стандартном кинопрокате.
Для продюсеров главным преимуществом таких сервисов стала возможность привлечения к проекту более широкой аудитории. Когда фильм или сериал попадает на платформу, он становится доступен для нескольких миллионов зрителей во всем мире. Это сильно влияет на продвижение и охваты, расширяет аудиторию фанатов проекта, которые пишут потом в личных соцсетях о просмотренном недавно шоу и рассказывают знакомым о нём.
Платформы заинтересованы в создании высококачественного и оригинального контента, который привлечёт большую аудиторию и позволит им отличаться на фоне конкурентов. Поэтому они вкладывают большие бюджеты в сериалы и фильмы. Это может быть особенно важно для режиссёров, которые работают над крупными проектами с большим количеством спецэффектов или с разными локациями по всему миру. Например, первый сезон «Восьмого чувства» сестёр Вачовски снимали в 9 разных городах. Из-за того что каждый эпизод стоил около 8 миллионов долларов, Netflix отменил третий сезон — первые два собрали недостаточно просмотров. Популярный «Ведьмак», напротив, собрал много просмотров и его продлили на новый сезон (продюсеров не остановил даже уход главного актёра из проекта).
Конкуренция разных платформ тоже полезна для занимающихся производством контента. Для того чтобы создать экранизацию популярной книжной саги, тратятся миллиарды: сначала на приобретение прав, а потом — на качественное производство. Визуальная часть должна быть идеальной, потому что зритель оценивает картинку в первую очередь. Поэтому привлекают большое количество специалистов по графике, спецэффектам и монтажу, которые получают и хорошие рабочие места, и опыт работы в крупных проектах. На рынке труда добавляются новые рабочие места, и это поддерживает экономику.
Традиционные кинокомпании вынуждены постоянно трансформироваться, чтобы оставаться конкурентоспособными на фоне стриминговых сервисов. Компания Disney, например, создала собственный онлайн-сервис, куда загружает новые фильмы параллельно с выходом в кинотеатрах или чуть позже него. Это ведёт к увеличению зрительской базы: не все хотят покидать дом и ходить в кинотеатры.

Проблемы онлайн-сервисов

Несмотря на все преимущества, которые стриминговые сервисы предоставляют зрителям и творческим профессионалам, существуют и трудности, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.
Один из главных недостатков заключается в высоких затратах. Сервисы должны постоянно создавать оригинальный и качественный контент, чтобы привлекать и удерживать аудиторию. Это требует значительных финансовых инвестиций, которые могут не окупиться. Бюджеты Netflix уже сопоставляют со старыми студиями вроде Warner Brothers, которые на рынке уже давно.
Продюсеры заинтересованы и в новом контенте, и в отгремевших на телеканалах несколько лет назад хитах. Например, скандинавские детективы начала 2010-х обретают на Netflix вторую жизнь. В этом кроется другая проблема — борьба за авторские права. Сервисы должны убедить правообладателей предоставить им доступ к контенту, который они хотят транслировать, и договориться об условиях использования этого контента. Это может быть сложным процессом, особенно для новых сервисов, которые пытаются конкурировать с известными игроками индустрии.
Нелегальное скачивание контента с платформы тоже вредит онлайн-кинотеатрам. Это мешает узнавать точные рейтинги новых медиа: внутренняя статистика показывает, что сериал смотрят мало людей, хотя на самом деле у него может быть огромная аудитория и фанатская база.
КИНЕМАТОГРАФ