Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему Безликий — главный ключ к пониманию «Унесенных призраками»?

Унесенные призраками, Безликий
Хотя главная героиня «Унесенных призраками» — Тихиро, именно в Безликом выражаются все главные идеи фильма. Разбираем все подтексты и аллюзии, которые Миядзаки заложил в этого персонажа.
Время чтения: 5 минут

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Общество потребления

В «Унесенных призраками» много существ, основанных на японской мифологии. Но Безликий, хотя и выглядит как типичный ёкай, был придуман на студии Ghibli специально для этого аниме.
Его образ — это метафора, передающая главные смыслы «Унесенных призраками».
Миядзаки очень недоволен, что в современной Японии люди отдалились от природы и хотят только потреблять. Так он изображает родителей Тихиро: они хвастаются новой машиной, без спроса едят в чужом доме, считая, что можно расплатиться потом. В их представлении деньги могут решить все.
Безликий становится воплощением общества потребления. Он пытается найти близость, но умеет получать ее только за какие-то ценности. Ему помогает лишь Тихиро, которой ничего не нужно от Безликого — она готова помочь просто так.
Безликий, Унесенные призраками

Конформизм

В «Унесенных призраками» Миядзаки рефлексирует и над собственным путем. Когда-то он был активистом профсоюза аниматоров, а теперь подстроился под рынок, стал тем самым боссом, который заставляет сотрудников работать сутками.
Приложение Правое Полушарие интроверта
Купальни «Абура-я» — это студия Ghibli. Через этот образ Миядзаки показывает безжалостность бизнеса, который сводит человека к функции. Неслучайно имя Сэн, которое Тихиро получает в купальнях, в переводе с японского означает «тысяча». Ведь для Юбабы сотрудник — это не человек, а тот, кто приносит деньги.
Период работы над «Унесенными призраками» оказался кризисным для Миядзаки. Будучи убежденным социалистом, он чувствовал, что предал свои ценности и идеи, стал конформистом. И эту мысль отразил Безликий, подстраивающийся под всех вокруг и не имеющий собственного лица.
Безликий, цитата Хаяо Миядзаки

Потеря себя

У Безликого нет собственной личности. Вместо лица у него маска, а говорит он чужими голосами. Но в «Унесенных призраками» он такой не один. В купальнях «Абура-я» все теряют себя: родители Тихиро превращаются в свиней, а Хаку и другие работники становятся шестеренками капитализма и забывают собственные имена.
Герои находят себя только за пределами капиталистической системы, которую воплощают купальни. В домике Дзенибы Безликий перестает строить с другими «рыночные» отношения и обретает друзей.
Линия Безликого становится параллелью:
  • истории Тихиро, которая разрывает контракт с Юбабой
  • истории Хаку, который вспоминает свое имя
  • истории самого режиссера.
Ведь через творчество Миядзаки, как и Безликий, находит способ примириться с действительностью и найти покой внутри собственного фильма — в сельском доме в компании своих героев.
Приложение Правое Полушарие интроверта
КИНЕМАТОГРАФ КУЛЬТУРОЛОГИЯ