«Сдача Бреды» — одна из двенадцати батальных картин, которые Диего Веласкес создал для парадного зала нового дворца Буэн Ретиро. В ней художник показывает личное отношение к происходящему. В чем же смысл полотна? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты. Приложение для саморазвития. Скачать
Испанцы против голландцев
«Сдача Бреды» рассказывает о победах испанского короля Филиппа IV. Бреда является городом в Голландии. Он был осажден войсками Испании. Но при этом на полотне мы видим не сражение, а момент передачи ключей. 5 июня 1625 года губернатор Бреды отдал ключи от города командующему испанским войском. Перед этим испанские войска во главе с Амброзио Спинолы осаждали город в течение девяти месяцев.
Эта осада была бессмысленна с точки зрения военной стратегии, но зато была эффективна с политической точки зрения.
Интересно, что работа имеет и второе название — «Копья». Действительно, на картине изображено множество копий испанской армии. Стоит отметить, что эта батальная сцена не похожа на остальные работы Веласкеса, где он показывал жестокость и кровопролитие. Здесь герои статичны.
Гуманность испанского полководца
В центре картины мы видим примирение. Амброзио Спинола проявил уважение к голландской армии. Веласкес показывает, что он не издевался над голландцами, которых победил, и запретил это делать солдатам. Таким образом художник подчеркивает, что даже в военное время люди проявляют уважение и человечность по отношению к друг другу.
Искусствоведы говорят, что живописец достоверно изобразил Спинолу. Веласкес хотел с помощью полотна воздвигнуть памятник одному из самых гуманных полководцев. Однако художник совершил ошибку. Он руководствовался описанием Спинолы и сделал голландский флаг принца как триколор синего, красного и белого цветов. Но на самом деле флаг был оранжевым, белым и синим.
Исполнение мастера
Картина «Сдача Бреды» написана мастерски. На заднем плане мы видим пейзаж, так как герои стоят на более высокой точке, чем город. Бреда похожа на географическую карту.
В некоторых местах изображен дым как напоминание об осаде. С помощью глубокой перспективы художник сделал произведение воздушным. Сцена стала более объемной. На переднем плане показаны герои-антагонисты. Испанцы держат пики и поднимают их к небу. Это выглядит устрашающе.
Рядом с испанцами мы видим могучего коня, который олицетворяет силу. Причем художник изобразил его сзади и сбоку, что требовало от него исключительного мастерства. Кроме того, лошадь приподняла ногу и ударила копытом. С помощью этого живописец сделал образ коня более выразительным.