До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое сюрреализм

Вы находитесь в очень странном месте. Это город с площадями, аркадами и колоннами. Но его площади безлюдны, а колонны не поддерживают ничего, кроме пустоты. Вы здесь абсолютно одни. Тьма сгущается, и смутная тревога охватывает вас. Это прошлое или будущее? Сон или явь? Образы громоздятся друг на друга. Вы хотите бежать, но уже поздно — вы внутри картины. И это сюрреализм — самое парадоксальное направление из всех, что дал искусству XX век.

Время чтения: 3 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Кто придумал сюрреализм


Это направление сначала появилось не в живописи, а в литературе. Термин «сюрреализм» первым использовал поэт Гийом Аполлинер в 1917 году. Сюрреалистическими, передающими больше чем реальность, он назвал собственные стихи.

Но настоящим днём рождения сюрреализма считается 15 октября 1924 года. В этот день французский поэт и критик Андре Бретон опубликовал манифест, в котором описал основные принципы нового направления.


Автоматизм


Одним из принципов «Сюрреалистического манифеста» Бретона был автоматизм, или «потоковое письмо». Смысл состоял в том, чтобы перестать контролировать творческий процесс, писать как можно быстрее и не редактировать тексты.

Этот подход взяли на вооружение и художники. Они стали использовать техники, в которых был элемент случайности: отпечатки краски, нагревание поверхности, воздействие водой или огнём. Результат был непредсказуемым: могли получиться как шедевры, так и невнятные каракули.

«Автоматические рисунки» сюрреалистов считались способом выражения подсознания. Суть метода в том, чтобы позволить руке хаотично перемещаться по поверхности бумаги. В полученном изображении нужно было попытаться разглядеть какие-то узнаваемые образы или использовать его как основу для будущего произведения.

А. Массон «Автоматический рисунок», 1925 г.

Иррациональное


Слово «сюрреализм» буквально означает «над», или «сверхреализм». В его основе лежит интерес к иррациональному — всему тому, что нельзя объяснить с помощью разума.

На картинах сюрреалистов мы видим парадоксальные сочетания форм и предметов, рассыпанные повсюду визуальные обманки. Подобно тому, как современный им мир в период между двумя мировыми войнами был полон агрессии и насилия, мир, созданный художниками, очень нестабилен. Поэтому пространство и предметы, которые его наполняют деформируются и выглядят непривычно.

Здесь не работают законы физики и гравитации: камни растекаются, а вода каменеет. Тяжёлые объекты свободно парят в воздухе и собираются в группы наподобие колец астероидов.

С. Дали «Постоянство памяти», 1931 г.

Сон и подсознание


Сюрреалисты интересовались психоанализом и толкованием сновидений Зигмунда Фрейда. По Фрейду, сновидение — это результат работы нашего подсознания. Пока мы спим, сознание отдыхает, а образы подсознательного вырываются на свободу. Отсюда рождаются странные, противоречивые комбинации образов, которые мы видим в картинах сюрреалистов: они подобны тем, что являются нам во снах.

С. Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944 г.

Обычные предметы и явления возникают в непривычных местах, как молния и облака, непонятно как проникшие на лестницу дома у Пьера Руа. Они приобретают необычный масштаб, как у Рене Магритта («Личные ценности») или деформируются, как у Сальвадора Дали. В картинах Фриды Кало обрывки воспоминаний и образов переплетаются с предметами реального мира. Сюрреализм — это и есть сон: пограничное состояние между реальным и ирреальным.

Р. Магритт «Личные ценности», 1952 г.

Пустынные пространства


Пространство, изображённое на картинах сюрреалистов, завораживает и пугает одновременно. Это может быть безбрежный океан или морской берег, пустынные площади и безлюдные улицы больших городов. Этот мир чётко структурирован, но несоразмерен человеку и неподвластен ему, а значит — опасен.

Излюбленный мотив сюрреалистов — это приоткрытые дверь или окно, через которые виден всё тот же странный пейзаж или пустое безжизненное пространство. Чёткие перспективные построения, как на полотнах Джорджо Де Кирико или Пьера Руа, создают «эффект погружения» в картину. Затаив дыхание, мы настороженно вглядываемся в зияющую пустоту.

Д. де Кирико «Меланхолия и мистерия улицы», 1914 г.

Фантастические твари


Иногда в таинственное пространство сюрреалистических картин вторгаются «посетители». Художник словно приподнимает покров бессознательного, и из его глубин выползают чудовищные полурыбы-полулюди, кентавры, копошащиеся насекомые и пугающие птицы — химеры, которым мог бы позавидовать сам Иероним Босх.

Р. Варо «Создание птиц», 1957 г.

Э. Каррингтон «Праздник Самайн», 1951 г.

Люди на картинах сюрреалистов лишены идентичности, даже если это портретный жанр. Так, Рене Магритт часто скрывает лица героев за каким-нибудь предметом. Его картина «Репродуцирование запрещено» является портретом английского аристократа и покровителя сюрреалистов Эдварда Джеймса. При этом лицо портретируемого на ней не изображено.

Р. Магритт «Репродуцирование запрещено», 1937 г.

Одинокая человеческая фигура может быть показана со спины. Взглянув на такое изображение, мы невольно отождествляем себя с героем и сами оказываемся внутри магического пространства — пугающего и завораживающего одновременно.

П. Дельво «Пейзаж с фонарями», 1958 г.

Игры сюрреалистов — не самоцель. Их высшими ценностями были свобода и иррациональность, а целью искусства они называли возвышение духа. В своих работах сюрреалисты стремились показать «сверхреальный» мир, освобождённый от оков сознания, а главное — помочь зрителю овладеть той внутренней сущностью, о которой он ничего не знает.



Правое полушарие Интроверта

ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО