Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Образ человека в античной философии

Образ человека в античности — это зеркало, отражающее все аспекты общественной жизни того времени. В каждом из этих аспектов прослеживается стремление к гармонии и идеалу. В статье узнаем, как менялось представление о человеке.

Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Софисты

Софисты были одними из первых, кто поставил человека в центр вселенной, утверждая, что именно человеческое восприятие определяет реальность. Протагор заявил: «Человек есть мера всех вещей». Это утверждение о том, что каждый человек воспринимает мир по-своему, и нет объективной реальности, независимой от человеческого сознания.

Софисты уделяли большое внимание социальной и политической жизни человека. Они считали, что законы и нормы общества не имеют естественного основания, а являются результатом договоренностей. Таким образом, человек становится активным участником социального договора, способным формировать и изменять правила общественного устройства.
Софисты придавали большое значение образованию и искусству риторики. Они утверждали, что именно образование делает человека человеком, выделяя его из мира природы и животных. Риторика, по мнению софистов, была ключевым инструментом для достижения успеха в жизни, так как она позволяла влиять на других людей.
«Афинская школа», 1510-1511, Рафаэль Санти

Сократ и Платон

Сократ считал, что главной задачей философии является забота о душе и поиск истины. Он предполагал, что истина может быть обнаружена внутри каждого человека. Знание — это добродетель, а невежество приводит к пороку. Таким образом, он видел человека как существо, способное к самопознанию и самосовершенствованию.

Платон предложил свою знаменитую теорию идей, в которой он разделял реальность на два мира: мир идей и мир чувственного восприятия. Согласно Платону, истинная сущность человека находится в его душе, которая принадлежит миру идей. Тело же человека принадлежит изменчивому физическому миру, который является лишь тусклым отражением мира идей.
«Смерть Сократа», 1787, Жак Луи Давид

Аристотель

Аристотель описывал человека как социальное и политическое животное, которое естественным образом стремится к жизни в обществе. Он подчеркивал, что человек обладает уникальной способностью к речи и разумному мышлению, что позволяет ему определять, что есть добро и зло. Эти особенности отличают человека от животных и позволяют ему создавать законы и организовывать общество.

Аристотель разделял душу на три уровня: растительную, животную и разумную. Разумная душа, присущая только человеку, отвечает за размышления. Совершенствование души, по Аристотелю, достигается через развитие интеллектуальных и моральных добродетелей, что приводит к состояния счастья и благополучия.
ФИЛОСОФИЯ