Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Бумажный дом»: как испанский сериал об ограблении стал мировым хитом?


(Осторожно, спойлеры!)

Совсем скоро, 3 сентября, на Netflix выйдет 5 сезон «Бумажного дома». Это испанский сериал, который добился международного успеха и стал настоящей сенсацией. Если слова «Берлин», «Токио» и «Москва» ассоциируются у вас не только с мировыми столицами, вероятно, вы наверняка смотрели хотя бы пару серий

Благодаря чему сериал добился такой популярности? Попробуем разобраться.

Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

История успеха


Netfix славится разнообразием контента. Здесь можно найти шоу на любой вкус: от корейских дорам до мыльных опер африканского Нолливуда. В 2017 году Netflix заинтересовался испанским сериалом «Бумажный дом», который достойно стартовал у себя на родине, но быстро терял зрителей. И, как выяснилось, американские продюсеры не зря поверили в проект Алекса Пины.

«Бумажный дом» начинается как классический фильм-ограбление наподобие «11 друзей Оушена». Загадочный гений Профессор собирает команду людей, которым «нечего терять», чтобы реализовать самое дерзкое ограбление в истории. Аппетиты преступников действительно впечатляют: грабить собираются Монетный двор Испании. Впрочем, довольно быстро возникает вопрос, насколько вообще тут уместно слово «ограбление». Ведь герои планируют не украсть деньги, а напечатать их.

Как и полагается хорошим кинограбителям, персонажи имеют определенную идеологию и строгий свод правил. Например, им нельзя строить отношения, поэтому вместо имен они выбирают себе названия городов. Также Профессору принципиально важно, чтобы их план реализовался без единой человеческой жертвы. Работа героев с общественным мнением станет одной из главных тем сериала. А борьба самого сериала за зрительский интерес закончится всеобщим признанием в 2018 г., когда проект окажется самым популярным неанглоязычном шоу Netflix.

«Бумажный дом», безусловно, сделан по голливудскому образцу, но при этом грамотно дополняет действие сугубо национальным колоритом. Грабители носят маски с лицом Сальвадора Дали и поют «Bella Сiao» – народную итальянскую песню, ставшую символом сопротивления. К тому же здесь задействованы испанские актеры, до этого малоизвестные за пределами родины.

Сами образы героев, их красные комбинезоны и оригинальные маски уже стали достоянием общественности. Уместно вспомнить маску Анонимуса, также ставшую частью поп-культуры после фильма «V – значит Вендетта».

Композиция


Едва пообещав зрителю классическую историю о гениальном ограблении, сериал быстро отходит от ожидаемой композиции и заметно усложняет ее. Но как?

Во-первых, в шоу присутствуют две временные линии. В настоящем времени герои действуют в замкнутом пространстве захваченного ими Монетного двора. Мы наблюдаем за развитием их отношений и за тем, как персонажи противостоят властям. А в прошлом, показанном через флэшбеки, нам раскрывают детали многоступенчатого плана ограбления, а также объясняют мотивацию героев.


Во-вторых, мы следим за историей, переключаясь между несколькими точками зрения, каждая из которых имеет значение. То мы смотрим на происходящее глазами авантюрных преступников, которым уже начали сопереживать, то глазами заложников, к чувствам которых тоже легко подключиться, то глазами следовательницы, которая не просто противостоит грабителям, но и сама является сильной героиней. Еще один взгляд – это взгляд гениального Профессора, у которого, кажется, продуманы все ходы и даже все вероятные ошибки.

Таким образом, авторы помещают нас в очень интересную ситуацию. Здесь нет положительных и отрицательных героев. Есть сложный мир и персонажи, каждый из которых имеет свою историю. Кому из них сопереживать больше – решать нам, и у вас точно появится свой любимчик.

Персонажи


Прежде чем обсуждать конкретных персонажей, хочется отметить, что «Бумажный дом» – это территория антигероев. Каждого есть за что любить и есть за что ненавидеть. Ансамбль персонажей «Бумажного дома» разнообразен и часто довольно нетипично обыгрывает тот или иной типаж. Но без стереотипных героев тоже не обошлось.

Например, сам Профессор вполне вписывается в уже привычный образ загадочного гения-социопата. Подобные персонажи давно захватили киноиндустрию и прочно удерживают позиции. Сюжетная арка Профессора во многом повторяет сюжетную арку образцово-показательного антигероя этого типа – Шерлока Холмса из сериала BBC. Герой, отрицающий эмоции и руководствующийся точным расчетом, оказывается в положении, когда он больше не может следовать собственным правилам.

Также весьма стереотипной кажется Токио – героиня, с которой мы «входим» в сюжет и чей закадровый голос сопровождает многие ключевые моменты. Токио – красивая дерзкая преступница с весьма драматичной предысторией. Без такой девушки команда была бы неполной, однако едва ли можно назвать этот образ оригинальным.

А что же можно сказать о стереотипах, которые сериал «переворачивает»?

Еще один яркий антигерой-социопат, ставший любимчиком зрителей, – это Берлин. По сравнению с Профессором, он намного более эмоционален, харизматичен и агрессивен. Казалось бы, по всем правилам такой популярный персонаж не может умереть, но здесь создатели идут практически по пути «Игры престолов», неожиданно и ярко избавляясь от эффектного героя (хоть и оставляя себе лазейку в виде флэшбеков).

Хельсинки, на первый взгляд, стереотипный «громила», который оказывается трогательным добряком и совсем иначе обыгрывает свою подчеркнутую маскулинность.

В третьем сезоне коллекцию самодостаточных и ярких женских образов дополнила комиссар Алисия Сьерра. Да, беременная героиня на службе не самое типичное, но все же знакомое киноманам сочетание («Фарго»). Однако такую героиню, мы, вероятно, видим впервые: беременность ничуть не мешает ей быть хладнокровной, расчетливой и абсолютно жестокой. После типичных образов женщин «в положении» Алисия становится глотком свежего воздуха.

Благородные преступники


На протяжении всего сериала герои борются за симпатии общества. Профессор тонко и умело подставляет полицейских и обличает лицемерие властей. Социальная проблематика проходит сквозь все элементы шоу: от центрального события до бэкграунда каждого из персонажей. И им сложно не сопереживать, ведь они позиционируют себя как современные Робин Гуды, «ломающие систему».

Более того, «отрицательность» персонажей нисколько не мешает создателям говорить о важности вполне привычных ценностей. Герои «Бумажного дома» становятся настоящей семьей. И в такую неидеальную, но по-своему крепкую семью мы верим даже с большей охотой. И даже Профессор, который всегда бежал от эмоций, привязывается к своей команде и сам нарушает запрет на отношения, который обозначает в самом начале.

Можно ли назвать сериал идеальным? Вряд ли. В закрученном сюжете хватает «белых пятен» и нелогичностей. Более того, в какой-то момент сценаристы, кажется, попали в ту же ловушку, что и авторы вышеупомянутого «Шерлока». В попытке впечатлить зрителей создатели перехитрили сами себя и стали предлагать сюжетные ходы, которые вызывают, скорее, недоумение, чем восторг.

Но все эти недостатки уходят на второй план, когда вы включаете новую серию: события постоянно держат в напряжении, а бешеный темп и ритм повествования не позволяет оторваться от экрана, пока вы не досмотрите сезон. В этом и состоит рецепт успеха сериала: возьмите гениальный план ограбления, добавьте харизматичных героев, закрутите сюжет и не раскрывайте все карты сразу.

O bella ciao, bella ciao, bella ciao ciao ciao...

А вы смотрели «Бумажный дом»? Есть ли у вас свой любимчик среди персонажей?)
2021-08-30 17:03 КИНЕМАТОГРАФ