Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как Уэллс описывает будущее в «Машине времени»?

Герберт Джордж Уэллс, часто упоминаемый как отец научной фантастики, в своем произведении «Машина времени» представил читателям уникальное видение будущего. Этот роман не просто рассказ о путешествии во времени, но и глубокая рефлексия о возможных путях развития человечества. О чем заставляет задуматься произведение Уэллса, рассказываем в статье.

Время чтения: 5 минут.

Научно-технический контекст

Конец XIX века был периодом значительных научных открытий и социальных изменений. Теория эволюции Чарльза Дарвина оказала сильное влияние на общество, вызвав дискуссии о происхождении человека и его будущем. В эпоху второй научно-технической революции в мире активно осваивались новые источники энергии. Появление парового двигателя, двигателя внутреннего сгорания и других технологий привело к ускорению темпов жизни. Философы начали размышлять о природе времени, его измерении и взаимосвязи с пространством. Понятие «хронотоп» становится ключевым в понимании времени. Уэллс был одним из первых, кто уловил и воплотил в литературе образ машины как символа новой эпохи. Этот образ стал архетипом для многих произведений культуры ХХ века. Именно в этом контексте Уэллс создает свое произведение, в котором размышляет о будущем.

Многие писатели, вслед за Гербертом Уэллсом, представили свои варианты развития нашего мира. Хотите узнать, что нас ждет в будущем? Получите готовый ответ от эксперта в видео-саммари «Научная фантастика: на грани вымысла и реальности». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30.

Путешествие в далекое будущее

Главный герой романа путешествует в будущее и сталкивается с миром, где человечество разделилось на два вида: Элои — бледные, беззаботные существа, живущие на поверхности, и Морлоки — подземные, ночные хищники. Здесь видится метафора последствий длительного классового разделения. В романе Уэллса происходит инверсия социальных ролей. Морлоки, когда-то угнетенные, теперь становятся хищниками, а Элои — их жертвами. Это отражает идею о переменчивости социальных структур и о том, как изменения в обществе могут привести к неожиданным и драматическим последствиям.
«Машина времени» (2002), реж. Саймон Уэллс
В мире будущего нет следов великих технологических достижений или культурного наследия прошлого. Элои, несмотря на свою красоту, представляют собой деградировавший вид, потерявший способность к творчеству и размышлению. Уэллс показывает, что эволюция не всегда ведет к прогрессу.
Пейзажи будущего отличаются от наших привычных. Измененный климат, искаженная флора и фауна говорят о том, как время может повлиять на природу. Уэллс подчеркивает взаимосвязь человека и природы и показывает, что изменения в одном неизбежно ведут к изменениям в другом.

Философские размышления о времени

В «Машине времени» автор показывает время как четвертое измерение. Это представление было революционным для своего времени и предвосхитило некоторые идеи теории относительности Альберта Эйнштейна.
Уэллс размышляет об относительности времени, о том, как прошлое, настоящее и будущее связаны между собой. Он показывает, что наше восприятие времени может меняться в зависимости от временной перспективы. В романе герой путешествует в далекое будущее, где сталкивается с радикально измененным миром. Это путешествие заставляет его задуматься о бренности человеческой жизни, о том, как быстро могут произойти глобальные изменения.
Кроме того, Уэллс поднимает вопрос о цикличности времени. Несмотря на то что человечество прошло через многие этапы развития и деградации, в конечном итоге оно возвращается к первобытным формам существования. Появляется вопрос: прогресс неизбежен, или это все-таки временное явление.
Уэллс показывает, что время может быть и другом, и врагом человека. Оно может дарить нам новые возможности, но также и уносить в прошлое, делая наши воспоминания и опыт лишь отголосками былого.

Кто писал научную фантастику на русском языке, узнайте в статье:

О чем «Кысь» Татьяны Толстой?
ЛИТЕРАТУРА