Сальвадор Дали — один из самых выдающихся художников-сюрреалистов, но он известен не только этим, но и своими сложными отношениями с сексуальностью. Давайте рассмотрим основные моменты его биографии и разберем, почему главной темой в искусстве для него стал секс.
Сальвадор Дали — один из самых известных художников в истории, а также один из самых эксцентричных. Его работы, выставленные в ведущих музеях и художественных пространствах мира, никого не оставляют равнодушным. Каков их главный мотив?
В большинстве из них присутствует одна и та же тема: секс.
Дали — один из ключевых художников сюрреализма, художественного авангарда, для которого характерно создание собственных вселенных, основанных на мечтах, бессознательном и иррациональности.
Некоторые из его работ, такие как «Великий мастурбатор», «Призрак сексуальной привлекательности» или «Мастурбирующий Гитлер», отражают его сложные и необычные отношения с сексом. Но какими они были? О его сексуальной жизни всегда было много разговоров: его считали развратником, вуайеристом, садистом, обсуждали, были ли у него детские травмы... И что-то из этого было правдой.
Поскольку Дали жил под влиянием психоанализа, остановимся на фигуре его отца, Сальвадора Дали-и-Куси. Он был очень авторитетным адвокатом и нотариусом, с которым у художника всегда были натянутые отношения. И это мягко сказано.
Сальвадор Дали, его сестра Анна Мария и отец Старший брат Дали, которого тоже звали Сальвадор, умер в раннем детстве. Отец считал второго сына его реинкарнацией и воспринимал как «замену» первенца. Из-за этого Дали постоянно пытался соответствовать завышенным требованиям отца, попутно разрушая собственную личность.
Однажды он сказал о своем брате: «Мы были как две капли воды похожи, но у нас были разные отражения».
Кроме того, ультраконсервативный отец внушал будущему художнику отвращение и страх перед сексом, что сильно повлияло на него и все его искусство. В дополнение к «сексуальному воспитанию» сына он заставлял его изучать книгу с изображениями заболеваний, передающихся половым путем, а также изуродованных и разложившихся органов.
Эти образы произвели на него настолько яркое впечатление, что буквально переходят из картины в картину.
С. Дали. «Призрак сексуальной привлекательности», 1934. Фрагмент Возможно, именно поэтому Дали всегда негативно воспринимал секс,что очень хорошо отразилось в работе «Призрак сексуальной привлекательности», где он изображает себя в возрасте 7 лет перед странным существом с огромной задницей и грудью.
Также Дали заявлял: «Секс — это чушь собачья, которая служит только для того, чтобы вспотеть».
Его отвращение к сексу дошло до такой степени, что единственный способ решить эту проблему с любимой женой и музой, Галой, состоял в том, чтобы наблюдать, как она занимается сексом с моделями, которых он сам выбирал.
При этом к мастурбации Дали относился совершенно по-другому.
Карлос Лозано, близкий коллега Дали, описывает его в мемуарах как «вуайериста, мастурбатора и извращенца». Художник и сам заявлял о своей одержимости мастурбацией как о еще одной травме, полученной в детстве. Оказывается, в школе Дали обнаружил, что его половой член намного меньше, чем у сверстников. Долгое время он считал себя импотентом, поэтому у него развилась безумная одержимость мастурбацией. Эту тему он отразил в работе «Великий мастурбатор».
Самоисследование стало единственным, чего отец не смог у него отнять.
С. Дали. «Великий мастурбатор», 1929
Историки скажут, что они были лучшими друзьями
Среди прочего, Дали был романтически связан с Федерико Гарсиа Лоркой. Их объединяли не только художественные взгляды, но и взаимный флирт и любовные письма. «Тебе — христианскому смерчу — необходимо мое язычество. <...> Ты вспомнишь наконец, что ты творец не чепухи, а чудес, и заживем все вместе втроем с фотоаппаратом», — пишет Дали поэту. К сожалению, эта любовь была трагической. Как пишет знаменитый биограф художника Ян Гибсон: «Дали больше всего в жизни боялся стать геем».
Скорее всего, тема секса, которую Дали раскрывал в искусстве, была своеобразной компенсацией детских психологических травм, полученных от отца и его воспитания.
Но, конечно, Дали создавал работы и на другие темы. Большая часть его картин — это икона самого эсхатологического сюрреализма из всех: он явный, противоречивый, сложный и мучительный. Дали говорил: «Сюрреализм — это я». Фраза сильная, но нам нетрудно понять его эгоцентризм, учитывая, что он потратил полжизни, пытаясь добиться признания отца.
Именно это стало причиной его нарциссизма и возвышенной концепции «Я». Однозначно одно: Дали никогда никого не оставляет равнодушным. Ты либо любишь его искусство и имидж, либо ненавидишь.