До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Кто написал «Слово о полку Игореве?»

«Слово о полку Игореве» — один из известнейших памятников древнерусской литературы. При этом до сих пор доподлинно неизвестно, кто был автором песни и когда она была написана. Разбираем в статье самые популярные версии.
Дисклеймер: имя подлинного автора «Слова» мы, к сожалению, вряд ли узнаем. В статье мы приводим лишь наиболее интересные и распространенные гипотезы.
Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Версия №1 — боярин Петр Бориславич

Эта версия принадлежит лингвисту Б.А. Рыбакову, уверенному, что существенную часть Киевской летописи XII века и «Слово» написал один и тот же человек. Ученый пришел к этому выводу, увидев определенные языковые сходства в двух памятниках. В том, что летопись написал именно Петр Бориславич, Рыбаков не сомневается: в летописи есть описание его поездки в Галич к Владимиру, отцу Ярослава Осмысла — героя «Слова».
Однако эта гипотеза выглядит малоубедительной на фоне двух доводов академического сообщества: во-первых, языковое сходство может быть обнаружено у любых двух современников, проживающих на одной территории. Большинство теорий касательно авторства слова посвящены именно выяснению происхождения автора — он черниговец или, может, родом с Южной Руси?
Во-вторых, нет полной уверенности в том, что ту же летопись писал именно Петр Бориславич. В летописях есть множество вставных рассказов и новелл — один из них вполне мог написать боярин, но не факт, что именно он написал все остальные или большую их часть.

Версия №2 — Иоиль

Советский историк А.А. Зимин настаивал, что автор «Слова» — архимандрит Иоиль (Быковский). «Слово о полку Игореве», по его мнению, только имитировало памятник литературы XII века, а на самом деле было написано на базе «Задонщины» (XIV – XV век). Историк считал, что «Слово» откликается на политические проблемы именно того времени — призыв к прекращению русско-турецких войн и возвращению Крыма.
Эта гипотеза тоже сталкивается с рядом контраргументов, связанных в первую очередь со временем написания песни. «Слово» точно было написано после 1185 года — именно тогда Игорь отправился в поход на половцев. Почему «Слово» не может быть подражанием «Задонщины»? Язык первого памятника гораздо архаичнее. Ярослав «Осмысл» Галицкий умер через два года после похода, хотя в тексте «Слова» он вполне себе жив. Отсюда достаточно точная дата, распространенная в научном сообществе, — «Слово» могло быть написано в 1185–1187 годах, т.е. всё еще в ХII веке.

Версия №3 — не духовник и не князь

Как было сказано выше, большая часть теорий об авторе «Слова» уже не ставит своей целью узнать конкретное имя. А если бы оно и было известно, то вполне возможно, что кроме имени мы бы авторе ничего и не знали (как в случае с Даниилом Заточником) и снова выдвигали бы бесконечные предположения. Вот несколько фактов о фигуре автора песни: во-первых, это очень начитанный человек. Это очевидно при чтении самого «Слова» — автор сделал текст по-настоящему художественным, а не документальным, и насыщенным метафорами.
Отсюда сразу предположения о высоком происхождении автора — многие тексты тех лет писались именно духовниками. Однако «Слово» скорее всего было написано мирянином: Русь уже покрестили, а автор множество раз упоминает языческих богов в качестве прообразов описанных им князей.
Может, это князь? Иначе откуда он так много знает о чувствах и реакциях описанных им правителей? Скорее всего нет: автор «Слова» обращается к князьям как к «господам». Впрочем, автором все еще мог быть представителем старшей дружины, княжеским певцом или военноначальником. Известно одно — «Слово» распространилось именно в высоком социальном и культурном круге, так что автор скорее всего и сам был выходцем оттуда.
ЛИТЕРАТУРА