Спустя три года после премьеры
«Игры в кальмара» вышло продолжение. Ки Хун избавился от красных волос, а тикток заполнили эдиты с вербовщиком, Таносом и игроком 001. Второй сезон поставил перед нами новые вопросы. Чего хочет 001? Почему не убивает Ки Хуна?
И может ли Ки Хун перейти на сторону создателей игр?
Время чтения: 8 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Как травма игрока 456 меняет его ценности
Во втором сезоне Сон Ки Хун совсем не похож на себя же из первого, и это неудивительно. Участие в играх явно нанесло ему травму. Вспомним, в начале первого сезона это был мужчина, который проигрывал деньги на скачках, а во втором — он стал мстителем, который использовал все ресурсы, чтобы положить конец играм. При этом у Ки Хуна нет признаков ПТСР, которое, казалось бы, должно было возникнуть. С таким расстройством он просто не смог бы вернуться в игры.
Вместо ПТСР у Ки Хуна, по всей видимости, произошел посттравматический рост: тяжелые события стали толчком к началу новой жизни. Иногда травма приводит к тому, что человек обнаруживает в себе сильные стороны и переосмысливает приоритеты. У Ки Хуна появилась цель и огромное количество энергии, чтобы ее достичь.
Для Ки Хуна гуманизм всегда был ценностью. Но игры растоптали этот идеал прямо
у него на глазах: он узнал людей, для которых человеческая жизнь не имела значения. Виновные остались безнаказанными, и поэтому игрок 456 почувствовал фрустрацию — состояние сильного дискомфорта из-за невозможности реализовать то, чего очень хотелось. Это дало ему мотивацию действовать и добиваться главного — прекратить игры и восстановить справедливость.
Кроме того, теперь у Ки Хуна появился ресурс, чтобы достичь цели. Именно выигранные деньги придали ему решимости. Разрыв между богатыми и бедными — действительно острая проблема для Южной Кореи. Без этого контекста трудно полностью понять смысл «Игры в кальмара».
Травма, которую нанесли игры, стала мотивацией для борьбы за справедливость. Ки Хуна возмущала безнаказанность произошедшего, поэтому он решил пойти против системы и разрушить ее, несмотря на победу. Ки Хун выбрал путь нонконформизма, или реактивного сопротивления. Это смелость пойти против большинства, когда твои ценностные ориентиры совершенно не такие, как у других. Чтобы остановить опасную игру, Ки Хун готов на все — даже вернуться в нее.
Кроме того, теперь у Ки Хуна появился ресурс, чтобы достичь цели. Именно выигранные деньги придали ему решимости. Разрыв между богатыми и бедными — действительно острая проблема для Южной Кореи. Без этого контекста трудно полностью понять смысл «Игры в кальмара».
Травма, которую нанесли игры, стала мотивацией для борьбы за справедливость. Ки Хуна возмущала безнаказанность произошедшего, поэтому он решил пойти против системы и разрушить ее, несмотря на победу. Ки Хун выбрал путь нонконформизма, или реактивного сопротивления. Это смелость пойти против большинства, когда твои ценностные ориентиры совершенно не такие, как у других. Чтобы остановить опасную игру, Ки Хун готов на все — даже вернуться в нее.
Почему Ин Хо принимает сторону агрессора
Хван Ин Хо тоже когда-то победил в играх. Но, в отличие от Ки Хуна, он стал не их противником, а распорядителем. Почему похожий опыт повлиял на них так по-разному?
Согласно биопсихосоциальной модели, на нас воздействует генетика, собственная психика и среда, в которой мы выросли. Эти вводные у Ин Хо и Ки Хуна изначально различались, поэтому реакция на стресс и травму у них тоже разная. Вспомним про взятку Ин Хо: его моральные ценности, судя по всему, еще до игр были не такими, как у Ки Хуна.
С Ин Хо происходит то, что у Фрейда называется идентификацией с агрессором. В современной психологии этот феномен описывает термин tend-and-befriend. Суть в том, что человек, сталкиваясь с нападением и враждебностью, занимает сторону агрессора, чтобы обезопасить себя. Ведь победить все равно не удастся.
У Ин Хо меняется Я-концепция. Это представление человека о себе и своем месте в мире. Ин Хо больше не чувствует себя частью общества и даже показательно отделяется от него. Он следует по пути конформизма и объясняет устройство мира так: в нем есть сильные, а есть отбросы. Пока ничего не изменится, игры не прекратятся, Ин Хо не борется с этой системой, а присоединяется к ней.
Согласно биопсихосоциальной модели, на нас воздействует генетика, собственная психика и среда, в которой мы выросли. Эти вводные у Ин Хо и Ки Хуна изначально различались, поэтому реакция на стресс и травму у них тоже разная. Вспомним про взятку Ин Хо: его моральные ценности, судя по всему, еще до игр были не такими, как у Ки Хуна.
С Ин Хо происходит то, что у Фрейда называется идентификацией с агрессором. В современной психологии этот феномен описывает термин tend-and-befriend. Суть в том, что человек, сталкиваясь с нападением и враждебностью, занимает сторону агрессора, чтобы обезопасить себя. Ведь победить все равно не удастся.
У Ин Хо меняется Я-концепция. Это представление человека о себе и своем месте в мире. Ин Хо больше не чувствует себя частью общества и даже показательно отделяется от него. Он следует по пути конформизма и объясняет устройство мира так: в нем есть сильные, а есть отбросы. Пока ничего не изменится, игры не прекратятся, Ин Хо не борется с этой системой, а присоединяется к ней.
Но зачем Ин Хо возвращается в игру? В первом сезоне, перед началом 33 игр, О Иль Нам говорит ему, что участвовать веселее, чем смотреть. И в том, как действует Ин Хо, действительно видно то же садистское удовольствие, какое, очевидно, испытывает Иль Нам, когда мешает команде выиграть. Ин Хо так же издевается над участниками, когда не дает им преодолевать испытания. Ведь он знает, что находится в безопасности, в то время как у других игроков на кону стоит жизнь.
Ин Хо прошел через игры и победил в них. Но, вместо того чтобы испытывать ненависть и протест, как это случилось у Ки Хуна, он принял роль агрессора. Во втором сезоне Ин Хо снова стал участником, но вернулся он, скорее, не ради развлечения, а из-за Ки Хуна.
Как связаны Ин Хо и Ки Хун
В начале второго сезона Ки Хун находит распорядителя и бросает ему вызов: «Я покажу тебе, что мир не всегда такой, как вам хочется». Поэтому Ин Хо и возвращается в игру — чтобы доказать обратное. Зачем ему это? И почему он не убивает Ки Хуна, как всех остальных, и даже спасает?
Хотя Ин Хо снял маску, он все равно остается для нас загадкой. Мы ничего не знаем об его первом опыте в играх, а другим участникам он даже не называет настоящего имени и представляется как О Ен Иль. Нет уверенности и в том, насколько Ин Хо откровенен, когда говорит о прошлом.
Несмотря на недостаток информации, по поступкам игрока 001 можно предположить, что он идентифицирует себя с Ки Хуном. Ведь их судьбы действительно очень похожи. В первом сезоне Ки Хун продолжает игру, потому что ему нужны деньги на операцию матери. Но когда он побеждает, его мать уже мертва. Ин Хо изначально идет на игры, потому что больна его жена. И она тоже умирает до окончания игр.
Хотя Ин Хо снял маску, он все равно остается для нас загадкой. Мы ничего не знаем об его первом опыте в играх, а другим участникам он даже не называет настоящего имени и представляется как О Ен Иль. Нет уверенности и в том, насколько Ин Хо откровенен, когда говорит о прошлом.
Несмотря на недостаток информации, по поступкам игрока 001 можно предположить, что он идентифицирует себя с Ки Хуном. Ведь их судьбы действительно очень похожи. В первом сезоне Ки Хун продолжает игру, потому что ему нужны деньги на операцию матери. Но когда он побеждает, его мать уже мертва. Ин Хо изначально идет на игры, потому что больна его жена. И она тоже умирает до окончания игр.
Идентификация происходит бессознательно, когда в поведении и поступках другого мы узнаем себя. Эмпатия к человеку, с которым
мы идентифицируемся, становится еще сильнее, поскольку к эмоциональному элементу добавляется когнитивный. Это значит, Ин Хо сочувствует Ки Хуну не просто потому, что видит его эмоции,
а потому что знает по себе, какую боль он испытывает, и может разделить его переживания.
Хотя Ин Хо встал на сторону агрессора, он не признает себя злодеем и считает выбор вынужденным. Чтобы поддерживать самооценку, он находит обоснование такому решению: он победитель, значит, он прав, а остальные — мусор. Но потом появляется Ки Хун, который в аналогичных обстоятельствах делает другой выбор. Самооценка и картина мира Ин Хо оказываются под угрозой. Ведь его считает злодеем тот, с кем он идентифицируется. Поэтому для игрока 001 важно, чтобы Ки Хун занял ту же сторону, разочаровался в людях и отказался от сопротивления. Это подтвердит, что Ин Хо прав.
Поэтому он не убивает Ки Хуна, а пытается его сломать. Так они снова могут стать идентичными. Ин Хо возвращается в игру, чтобы доказать, что люди недостойны спасения. Вспомним, например, как во время игры «Третий лишний» Ин Хо спрашивает Гым Джа, почему сын не взял ее в команду. Подобные вопросы он задает и самому Ки Хуну, чтобы заставить его сомневаться в своих убеждениях и показать, что его методы тоже не такие уж гуманистические.
Хотя Ин Хо встал на сторону агрессора, он не признает себя злодеем и считает выбор вынужденным. Чтобы поддерживать самооценку, он находит обоснование такому решению: он победитель, значит, он прав, а остальные — мусор. Но потом появляется Ки Хун, который в аналогичных обстоятельствах делает другой выбор. Самооценка и картина мира Ин Хо оказываются под угрозой. Ведь его считает злодеем тот, с кем он идентифицируется. Поэтому для игрока 001 важно, чтобы Ки Хун занял ту же сторону, разочаровался в людях и отказался от сопротивления. Это подтвердит, что Ин Хо прав.
Поэтому он не убивает Ки Хуна, а пытается его сломать. Так они снова могут стать идентичными. Ин Хо возвращается в игру, чтобы доказать, что люди недостойны спасения. Вспомним, например, как во время игры «Третий лишний» Ин Хо спрашивает Гым Джа, почему сын не взял ее в команду. Подобные вопросы он задает и самому Ки Хуну, чтобы заставить его сомневаться в своих убеждениях и показать, что его методы тоже не такие уж гуманистические.
Даже в конце сезона, когда штурм подавлен, Ин Хо убивает не Ки Хуна, а его друга. Потому что его цель — отнять у Ки Хуна все. Тогда Ин Хо останется единственным человеком, который способен его понять.
Однако кажется, что ценности Ки Хуна отнять не удастся. Он знает, что в мире есть люди, для которых ничего не стоит предать, обмануть или убить человека. Например, Танос всегда сам за себя: в одну секунду он называет тебя лучшим другом, а в следующую — бросает. Но Ки Хун также знает, что есть и другие люди. Например, Хен Джу, которая не задумываясь подставит плечо, или Гым Джа, которая до последнего станет защищать сына. Мы еще с 1 сезона помним, что Ки Хуну достаточно одного доброго человека, чтобы продолжать верить в людей. Он тверд в собственных убеждениях и преследует настолько значимую цель, что даже не видит возможности отступиться.
Однако кажется, что ценности Ки Хуна отнять не удастся. Он знает, что в мире есть люди, для которых ничего не стоит предать, обмануть или убить человека. Например, Танос всегда сам за себя: в одну секунду он называет тебя лучшим другом, а в следующую — бросает. Но Ки Хун также знает, что есть и другие люди. Например, Хен Джу, которая не задумываясь подставит плечо, или Гым Джа, которая до последнего станет защищать сына. Мы еще с 1 сезона помним, что Ки Хуну достаточно одного доброго человека, чтобы продолжать верить в людей. Он тверд в собственных убеждениях и преследует настолько значимую цель, что даже не видит возможности отступиться.
Ин Хо и Ки Хун действительно похожи. Их связывает идентичное прошлое, травмы и чувства. Но, несмотря на все параллели, игроки по-разному видят мир и свою роль в нем. Вместо того чтобы радоваться победе, Ки Хун начинает борьбу за справедливость и осуждает создателей игр. Это буквально разрушает Ин Хо, который не готов считать себя злодеем. Ценности игроков сталкиваются друг с другом, но пока каждый остается верен собственным идеалам.
Литература:
- Майерс Д. «Социальная психология». Санкт-Петербург, 2022
- Зимбардо Ф. «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев». Москва, 2018
- Пинкер С. «Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше». Москва, 2021
Автор: Марина Логинова, клинический психолог (МИП), когнитивно-поведенческий психотерапевт, член Ассоциации когнитивно-поведенческих терапевтов