Михаил Лермонтов написал поэму «Мцыри» незадолго до смерти. Произведение принадлежит к стилю романтизм, именно поэтому важную роль в нем играет пейзаж. А какая его роль в поэме? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
На пути к свободе
Лермонтов в поэме «Мцыри» описывает место недалеко от Кавказского горного хребта — монастырь близ слияния двух рек, Арагвы и Куры. Этот монастырь сейчас является центром паломничества. В произведении мы встречаем две точки зрения на пейзаж: автора и главного героя. Сначала мы видим унылый и серый монастырский ландшафт. Здесь Лермонтов показывает конфликт между свободой и несвободой. Именно тема свободы является центральной в произведении. Писатель не рассказывает о жизни Мцыри в монастыре, но мы можем понять, что его жизнь сложно назвать счастливой.
Во время побега главный герой увидел настоящую красоту природы. В монастыре он был лишен солнца, дуновения ветерка, поющих птиц, цветущих растений. С помощью представленного пейзажа Лермонтов показывает, что Мцыри был не свободен. Именно поэтому он восхищается пейзажем и хочет узнать мир.
Пейзаж — полноценный герой поэмы
Пейзаж пробуждает в душе главного героя желание жить и познавать мир. Он вспоминает семью и мечтает уехать на родину. Пейзаж показывает внутреннее состояние Мцыри. В начале поэмы Лермонтов подчеркивает яркие краски природы: «прозрачную зелень», «голубое небо», «белый караван», поскольку персонаж ощущает себя счастливым. Пространство вокруг него огромно. Но потом Мцыри понимает, что не сможет отправиться на родину, и мир вокруг него преображается.
Героя встречают темный лес, палящая жара. Пространство становится уже. Писатель показывает, что природа может быть разной — не только вдохновляющей, но и пугающей. Пейзаж здесь выступает полноценным героем, который формирует дальнейшие события.
От любви до ненависти один шаг
Во второй части произведения мы видим прием олицетворения природы. Мцыри сражается с барсом, и это является кульминацией поэмы. Барс представляет собой образ врага, темную силу, которая мешает главному герою попасть на родину.
Здесь автор выступает новатором. Обычно писатели используют романтический пейзаж для выражения чувств героев, а у Лермонтова он приобретает человеческие черты. Природа — антагонист Мцыри. Писатель показывает, что персонаж нигде не может найти пристанище. Он изгнан из мира природы и монастыря, поэтому Мцыри одинок. Природа дала ему свободу. Именно она помогла главному герою сбежать из монастыря. Но потом природа превращается из друга в врага и забирает у Мцыри свободу.