В диснеевских мультфильмах о принцессах принцы зачастую остаются на вторых ролях или почти не участвуют в сюжете. При этом классический для «Диснея» счастливый финал — это свадьба. Рассказываем, как диснеевские принцы проявляют себя в отношениях, и можно ли с ними жить долго и счастливо.
«Золушка» — одна из самых популярных историй из мира «Диснея». Сюжетная линия развивается вокруг главной героини, а не принца. У него даже нет имени, его называют принц Чарминг, то есть Прекрасный принц. Он становится функцией в истории о Золушке, так как по канонам «Диснея» ей нужно в кого-то влюбиться. В мультфильме мы сначала знакомимся не с самим принцем, а с его отцом, который жалуется герцогу, что его сын никак не найдет невесту, а ему уже хочется внуков. По этой сцене мы можем понять, в каких условиях воспитывался принц. Король не беспокоится о счастье сына, он четко дает понять, что внуки нужны именно ему. И для этого его подчиненным необходимо сделать все возможное. Кроме того, нельзя не заметить, каким способом он старается добиться своего — вспышки гнева и ярости сменяются эмоциональными манипуляциями. Король любит сына, но он не проявлял эту любовь через отцовскую поддержку и участие, когда принц был ребенком. Скорее всего, его забота выражалась в дорогих и показательных подарках.
Принц привык получать, что хочет, ничего для этого не делая, и ощущает себя центром мира. Королевский бал он воспринимает как подарок в честь возвращения. Однако мы видим, что такие подарки не имеют для него ценности. При знакомстве с девушками принц не пытается проявить даже малейшего уважения и позволяет себе зевать или показательно закатывать глаза. Появление Золушки меняет ситуацию, но заинтересованность принца вызывают не ее таланты, а внешность. Он замечает ее наряд, подаренный феей-крестной. Даже после знакомства с Золушкой герой не запомнил ее лица. Эгоцентризм принца проявляется и в истории их отношений. Когда часы бьют двенадцать, и Золушка убегает, он старается ее задержать. При этом герой не задумывается ни о причинах ее ухода, ни о ее чувствах. После он снова проявляет безынициативность. Принц не отправляется на поиски таинственной незнакомки самостоятельно, Золушку ищут слуги по приказу короля.
Принц Адам, «Красавица и чудовище»
В «Красавице и чудовище» у нас есть возможность ближе узнать принца. Кроме того, Белль не влюбляется в него с первого взгляда, и мы можем наблюдать историю развития их отношений. По сюжету самовлюбленный принц Адам в юном возрасте отказал ведьме в ночлеге, и за это она обратила его в страшное чудовище, которое никто не сможет полюбить.
В начале мультфильма он не только пугающе выглядит, но и его поступки не менее ужасны. Герой заточает отца Белль в темницу за то, что тот осмелился зайти в замок, постоянно срывается на слуг и ведет себя агрессивно. В таком поведении мы можем проследить такое защитное проявление психики, как перенос. Когда мы сталкиваемся с травмирующей ситуацией, в психике срабатывают защитные механизмы, которые оказывают влияние на эмоциональные и поведенческие особенности. В случае Адама травмой стало превращение в чудовище. Это вызвало агрессию и к ведьме, и к самому себе. Но поскольку выплеснуть эти чувства на ведьму невозможно, а держать их в себе опасно для психологического состояния, срабатывает защитный механизм психики. Принц переносит агрессию на других людей, которые не в состоянии ему противостоять. Отношения с Белль нарушают работу этого защитного механизма. Девушка с первой встречи начинает общаться с чудовищем на равных, не боится выдвигать собственные условия и высказывать недовольства.
По мере развития их отношений мы видим, что заколдованный принц действительно начинает изменять свое отношение к ситуации и искренне относится к Белль. Он уважает ее переживания и поддерживает желание помочь отцу, несмотря на то, что ради этого ему приходится расстаться с ней. В случае Адама и Белль история заканчивается хорошо. Девушка спасает Адама, и у них получается выстроить равноправные отношения.