Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Концепция времени в средневековой философии

Концепция времени в средневековой философии занимает особое место. Время, как феномен, пронизывающий всю реальность, было предметом глубоких размышлений у многих средневековых мыслителей. Как они видели время, и как эти представления отражали их общее видение мира и места человека в нем? Подробнее об этом расскажем в статье.

Время чтения: 3 минут.

Приложение для саморазвития. Скачать

Августин Блаженный

Августин Блаженный рассматривал время как творение Божье и считал, что оно существует только в сознании человека. Он излагает идею о том, что прошлое и будущее не существуют реально: прошлое уже ушло и существует только в виде воспоминаний, будущее еще не наступило и существует только в виде ожиданий. Единственное реальное время — это настоящее, но даже оно постоянно ускользает, поскольку мгновенно превращается в прошлое.

Для Августина время — это мера движения и изменения, но оно не имеет самостоятельного существования вне человеческого сознания. Он также размышлял о том, что время началось с создания мира и будет продолжаться до его конца. В этом смысле время для Августина — это нечто, что имеет начало и конец, и оно связано с материальным миром и его изменчивостью.

Фома Аквинский

Фома Аквинский посмотрел на время шире. Для него это не просто движение чего-то в пространстве. Он считал, что время можно измерять как последовательность любых изменений, будь то мысли, чувства или события. Поэтому он разделил время на «внутреннее» — которое связано с личными изменениями каждого из нас, и «внешнее» — которое связано с движением звезд и планет, и которое служит общей мерой времени для всего в мире.
Фома Аквинский также считал, что Бог существует вне времени и не подвержен изменениям, в отличие от всего, что мы видим вокруг себя.

Франсиско Суарес

Франциско Суарес, испанский философ, развивал идею Фомы Аквинского о внутреннем времени. Он утверждал, что внутреннее время отделено от внешнего времени, которое измеряется движением небесных сфер и является общим для всех материальных вещей. По Суаресу, у каждого человека есть свое собственное «внутреннее» время, которое не зависит от того, сколько лет мы живем или что происходит вокруг. Это как внутренние часы, которые идут только для нас и не сбиваются ни при каких обстоятельствах.
Кроме того, Суарес рассматривал возможность «возвращения» времени, то есть если бы человека можно было «перезагрузить», его внутреннее время бы не изменилось. В целом, концепция времени у Суареса отражает более широкую тенденцию в поздней схоластике к утончению и дифференциации метафизических понятий.
ФИЛОСОФИЯ