Человечество пережило немало бедствий: гражданские и мировые войны, жестокие диктатуры и колониальные захваты. В каждую эпоху люди разочаровывались в природе человека и верили, что оно обречено на самоуничтожение. В XVII веке Томас Гоббс решил окончательно доказать это и заявил: «Человек человеку волк». Эту тему затем развили Зигмунд Фрейд и социолог Георг Зиммель. Давайте разберём, почему они так считали.
Время чтения: 2 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 2 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
История фразы
Изначально выражение «человек человеку волк» (лат. homo homini lupus) использовал Плавт в своей комедии «Ослы». Он описывал людей, отношения которых наполнены эгоизмом и враждой. Спустя несколько сотен лет эта фраза стала известной благодаря Томасу Гоббсу. Он сделал её основой своей философии.
Томас Гоббс: мы обречены воевать
Гоббс был пессимистом и считал, что люди по своей природе агрессивны. На такую позицию повлиял его жизненный опыт. Гоббс застал кровавую революцию в Англии, а затем наблюдал за жестоким правлением диктатора Оливера Кромвеля.
Гоббс понимал, что описать природу человека в условиях XVII века невозможно. Люди давно подчинялись законам своих государств и следовали принятым нормам цивилизации. Их истинный, природный характер оставался скрыт. Для решения этой проблемы Гоббс ввёл термин «естественное состояние».
Естественное состояние — это жизнь общества до создания государства.
В естественном состоянии люди друг для друга враги. Гоббс выделил три причины такого положения:
- У всех людей есть одна цель в жизни — достичь счастья, удовлетворяя свои потребности. Основные из них — богатство, наслаждение и власть. Гоббс считал, что люди думают только о личном, а не общем благе.
- В естественном состоянии нет законов и правил, которые ограничивали бы людей. В погоне за счастьем они могут безнаказанно совершать любые поступки, опираясь на личное представление о добре и зле.
- Бог создал людей равными по силе и интеллекту. Гоббс жил до появления исследований в области генетики и считал, что у всех одинаковые способности.
Из этого Гоббс сделал вывод, что все люди — конкуренты, а не партнёры. Без правил и законов они будут уничтожать друг друга ради собственной выгоды, и в конце концов человечество погибнет.
Гоббс считал, что спасти людей от состояния войны может только Левиафан.
Левиафан — это государство, которое создаёт систему правил и обеспечивает безопасность людей на своих условиях. Левиафан получает право определять рамки добра и зла. Исходя из этого он наказывает за преступления, которые до этого сходили с рук.
Зигмунд Фрейд: природа социального конфликта
Фрейд во многом соглашался с Гоббсом. Он считал, что агрессия является врождённым инстинктом людей. В книге «Недовольство культурой» Фрейд проанализировал человеческую природу. Единственная цель людей — удовлетворение потребностей, главная из которых — удовольствие.
Эти цели полностью достичь невозможно по трём причинам:
- Тело: оно слабое и болезненное.
- Мир: природные катастрофы и наша неспособность подчинить их.
- Социальные отношения: законы, правила и ограничения.
Фрейд считал, что мы можем повлиять только на третий фактор. Людям логичнее было бы построить такие социальные отношения, в которых не было бы конфликтов. Однако войны не заканчиваются, как бы ни развивалось общество. Исходя из этого Фрейд сделал вывод, что агрессия — врождённая часть человека, как и инстинкт самосохранения.
Георг Зиммель: социология вражды
Георг Зиммель решил доказать тезисы Гоббса и Фрейда в социологии. Он хотел показать, что вражда и гнев часто появляются из абсурдных и незначительных причин. Он проиллюстрировал это несколькими историями из своей эпохи:
- Две ирландские партии подрались из-за спора о масти коровы.
- Магометане и индусы в Индии жили в скрытой вражде. Она проявлялась в том, что одни застёгивали платье слева направо, а другие — справа налево.
Зиммель также анализировал вражду первобытных сообществ. Он приводил пример индейцев. В начале единственным способом социального контакта для них была война. Только потом появились торговые отношения, мирные договоры и общие ценности. Поэтому Зиммель был уверен, что война — это базовое «состояние» человека.
В итоге социолог пришёл к выводу: у войны часто нет объективных причин. Она является проявлением нашей врождённой агрессии. Причиной войн является не политика, а желание политиков вылить внутренний гнев. Для этого они могут найти самые абсурдные поводы.