Грабежи, войны, колониализм, реквизиция… Ведущие музеи и государства Европы находятся в непростом положении: бывшие европейские колонии требуют вернуть ценности, принадлежавшие им исторически. Как получилось, что Европа украла искусство? Давайте разбираться.
Время чтения: 4 минуты.
Время чтения: 4 минуты.
Музей Фюрера
Во время Второй мировой войны нацистская Германия занималась конфискацией картин и преследовала членов европейской общины с целью ее полного уничтожения. Но имущество «врагов немецкой культуры», которое национал-социалисты реквизировали или покупали по заниженной цене, принадлежало не только евреям, но также цыганам, славянам, сторонникам коммунизма. И это были не только картины, но и скульптуры, книги, украшения, гобелены. В Восточной Европе от разграбления также пострадали церковь и государство.
В Западной Европе нацисты придерживались другой стратегии. Они принудительно девальвировали валюту оккупированных стран и активно скупали сырье и промышленные товары, чтобы нейтрализовать военное сопротивление. Это включало в себя и компульсивное «приобретение» произведений искусства, которые вывозились в Германию. Особенно выделяется проект «Музея Фюрера», который Адольф Гитлер планировал построить в Австрии и выставить в нем украденные шедевры. К счастью, его мечта не осуществилась.
Сезам, откройся!
История о том, как Европа разграбила свои колонии, во многом напоминает сказку «Али-Баба и сорок разбойников». Археолог Сэм Харди сказал, что удержание реликвий, изъятых в результате карательных экспедиций, закрепляет систему колониального насилия, что неприемлемо. В «черном списке» находятся Великобритания, Франция, Германия, Испания, Нидерланды. Например, мэрия турецкого города Измира потребовала от Лувра вернуть на родину статуи Зевса и Аполлона. А в музее Америки в Мадриде хранятся сокровища культуры Кимбая, представители которой проживали на территории современной Колумбии.
В колониальную эпоху разграбление произведений искусства было обычной практикой великих империй: от Александра Македонского до Наполеона. Искусство разграблялось для экспонирования в других музеях, в качестве военных трофеев, для создания новых сооружений.
Вернуть сохраненное?
Во время своего визита в Африку в 2018 году президент Франции Макрон пообещал «на время или навсегда» вернуть украденные ценности Нигерии, Мали и Камерун. В 2019 году государственный музей Амстердама планировал начать расследование по делу о краже произведений из Шри-Ланки и Индонезии, которые были частью коллекции. Такие музеи, как Британский или Новый музей в Берлине начинают публичные судебные процессы по делам о возвращении культурного наследия.
«Кради как художник» — или лучше как Британский музей? Разбираемся в самых запутанных кражах в искусстве и плагиате в творчестве. Включай саммари «Величайшие кражи в искусстве» про главных читеров и преступников в искусстве. Пара видео — и ты уже строишь теории, куда пропала картина Рембрандта ван Рейна «Христос во время шторма на Галилейском море».
Мы — «Правое полушарие Интроверта», сервис, где все объясняют за 10 минут и поощряют саморазвитие. Смотри одно саммари за 99 рублей или забирай доступ ко всей библиотеке за 300 рублей. Забирай промокод BLOG30 на месяц бесплатной подписки.
Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи получила огромную популярность после ее пропажи в 1911 году. Но какое отношение имеет Пабло Пикассо к краже «Джоконды»? Рассказываем в статье:
Пикассо украл «Мона Лизу»?