Журнал «Правого Полушария Интроверта»

О чем картина Архипова «Прачки»?

Искусство может быть зеркалом, показывающим действительность без прикрас. Картина «Прачки» Архипова несет в себе эту идею и отображает тяжелую жизнь крестьянок. Почему художника не устроил первый вариант картины, рассказываем в статье.

Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Крестьянские сюжеты

Абрам Ефимович Архипов, родившийся в семье бывшего крепостного крестьянина в деревне Егорово Рязанской губернии, начал свой творческий путь еще с юных лет. Интерес к рисованию возник у него в детстве, когда он учился в четырехлетней школе своей родной деревни. 1877 год стал для будущего художника поворотным — он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Судьба подарила Абраму уникальную возможность обучаться у таких знаменитых мастеров, как Прянишников, Перов, Маковский и Поленов.
Прошедшие годы в училище сформировали Архипова. Среди всех учеников он выделялся своим упорством. Художник активно исследовал городскую жизнь в поисках идей для своих картин. Позже за хорошим сюжетом он отправлялся в путешествия по России, чтобы исследовать жизнь в самых отдаленных уголках страны.
Основополагающим этапом в его творчестве стал период с конца XIX века, когда он обратился к изображению крестьянской жизни. Это мы видим, например, в эскизе «Поденщиц на чугунолитейном заводе» (1896) и на картине «Прачки» (1901). Почему Архипов выбирал крестьянские сюжеты? Наверное, это можно связать с его происхождением. Он как никто понимал и чувствовал жизнь крестьян. Кроме того, это было связано с общим художественным трендом конца XIX века, когда художники все чаще обращались к повседневной жизни и социальным темам, стремясь отразить реальность своего времени.

Как родилась идея картины?

Идея картины «Прачки» родилась у Архипова внезапно, когда он прогуливался недалеко от Смоленского рынка в Москве. Оказавшись в тесной, полуподвальной комнате, где трудились прачки, художник поразился увиденным. В этой мрачной обстановке, наполненной грязной водой и паром, он увидел тяжело трудившихся женщин.
Архипов хотел передать своей картиной волнение, которое он испытал, наблюдая за трудом прачек. Чтобы воссоздать атмосферу безнадежности и мучительного труда, художник многократно возвращался в прачечную и каждый раз подмечал для себя новые детали. В конце концов, установив доверительный контакт с женщинами, Архипов пригласил их позировать для картины в своей мастерской.

Все не так, давай по-новой

Процесс создания картины растянулся на несколько лет. Связано это с тем, что вариант 1889 года, который принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге, не устроил художника. Архипов решил изменить его и написал картину заново, с нуля, после того, как вновь посетил прачечную и увидел старую, сгорбленную женщину. Этот образ показался ему более выразительным и точно передающим всю тяжесть труда прачек.
Уставшая и вымотанная женщина стала центральной фигурой новой картины. Он решил сместить акцент, сократив количество фигур и обратив лица молодых женщин к стене так, чтобы были видны лишь их спины. Изменение концепции позволило художнику создать более глубокую и проникновенную картину, которая отразила реальность. В результате три года тщательной работы не прошли зря, картина «Прачки» была хорошо принята и стала одним из значимых произведений в творчестве Абрама Ефимовича Архипова.
2023-12-07 17:06 ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО