Журнал «Правого Полушария Интроверта»

О чем картина Архипова «Прачки»?

Искусство может быть зеркалом, показывающим действительность без прикрас. Картина «Прачки» Архипова несет в себе эту идею и отображает тяжелую жизнь крестьянок. Почему художника не устроил первый вариант картины, рассказываем в статье.

Время чтения: 5 минут.

Крестьянские сюжеты

Абрам Ефимович Архипов, родившийся в семье бывшего крепостного крестьянина в деревне Егорово Рязанской губернии, начал свой творческий путь еще с юных лет. Интерес к рисованию возник у него в детстве, когда он учился в четырехлетней школе своей родной деревни. 1877 год стал для будущего художника поворотным — он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Судьба подарила Абраму уникальную возможность обучаться у таких знаменитых мастеров, как Прянишников, Перов, Маковский и Поленов.
Портрет Абрама Ефимовича Архипова (работа И. Репина)
Прошедшие годы в училище сформировали Архипова. Среди всех учеников он выделялся своим упорством. Художник активно исследовал городскую жизнь в поисках идей для своих картин. Позже за хорошим сюжетом он отправлялся в путешествия по России, чтобы исследовать жизнь в самых отдаленных уголках страны.

Основополагающим этапом в его творчестве стал период с конца XIX века, когда он обратился к изображению крестьянской жизни. Это мы видим, например, в эскизе «Поденщиц на чугунолитейном заводе» (1896) и на картине «Прачки» (1901). Почему Архипов выбирал крестьянские сюжеты? Наверное, это можно связать с его происхождением. Он как никто понимал и чувствовал жизнь крестьян. Кроме того, это было связано с общим художественным трендом конца XIX века, когда художники все чаще обращались к повседневной жизни и социальным темам, стремясь отразить реальность своего времени.

Как родилась идея картины?

Идея картины «Прачки» родилась у Архипова внезапно, когда он прогуливался недалеко от Смоленского рынка в Москве. Оказавшись в тесной, полуподвальной комнате, где трудились прачки, художник поразился увиденным. В этой мрачной обстановке, наполненной грязной водой и паром, он увидел тяжело трудившихся женщин.
Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Архипов хотел передать своей картиной волнение, которое он испытал, наблюдая за трудом прачек. Чтобы воссоздать атмосферу безнадежности и мучительного труда, художник многократно возвращался в прачечную и каждый раз подмечал для себя новые детали. В конце концов, установив доверительный контакт с женщинами, Архипов пригласил их позировать для картины в своей мастерской.

Все не так, давай по-новой

Процесс создания картины растянулся на несколько лет. Связано это с тем, что вариант 1889 года, который принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге, не устроил художника. Архипов решил изменить его и написал картину заново, с нуля, после того, как вновь посетил прачечную и увидел старую, сгорбленную женщину. Этот образ показался ему более выразительным и точно передающим всю тяжесть труда прачек.
А. Е. Архипов «Прачки» (1901)
Уставшая и вымотанная женщина стала центральной фигурой новой картины. Он решил сместить акцент, сократив количество фигур и обратив лица молодых женщин к стене так, чтобы были видны лишь их спины. Изменение концепции позволило художнику создать более глубокую и проникновенную картину, которая отразила реальность. В результате три года тщательной работы не прошли зря, картина «Прачки» была хорошо принята и стала одним из значимых произведений в творчестве Абрама Ефимовича Архипова.
Экзамен по истории искусств не за горами, а ты хочешь простого человеческого посмотреть сериал, а не вот это вот все? Подготовиться быстро к экзамену можно с саммари «История русской живописи. От Репина до Малевича». Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
Как стихотворение может вдохновить на написание картины, рассказываем в статье:

«На севере диком...» Шишкина: разбор картины
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО