В начале XX века мир театра стал свидетелем рождения новой, революционной системы актерского мастерства, разработанной Константином Станиславским. Этот педагог, режиссер и актер представил обширную теорию сценического искусства, которая коренным образом изменила подход к актерской игре. По его методу до сих пор обучают артистов во всем мире. В чем суть его техники? Ответ — в нашей статье.
Станиславский рос в семье, где театр занимал особое место. С детства он участвовал в любительских постановках и с годами его страсть к театральному искусству только усиливалась. Его талант и профессионализм были признаны не только в узких кругах, но и широкой публикой.
В 1888 году Станиславский, объединившись с другими талантливыми деятелями искусства, создал Московское общество искусства и литературы. В рамках этого общества он впервые попробовал себя в роли режиссера, поставив спектакль «Горящие письма» по пьесе Петра Гнедича.
Актерский метод
Однако, несмотря на успех, Станиславский чувствовал, что существующие методы актерской игры устарели. Российский театр того времени был консервативным, актеры часто играли на автомате, не проникаясь своими ролями. Тогда он вместе с Владимиром Немировичем-Данченко создал Московский Художественный театр, который стал платформой для реализации идей режиссера.
Стремясь изменить ситуацию, Станиславский начал разрабатывать свою систему. Основываясь на своем опыте и наблюдениях, он выделил три ключевых аспекта актерской игры: ремесло, искусство представления и искусство переживания. Особенно ценил он последний аспект, считая, что актер должен искренне переживать эмоции своего персонажа на сцене.
Система Станиславского
В системе Станиславского впервые была предпринята попытка сознательного анализа творческого процесса создания роли, выявляя пути, с помощью которых актер может перевоплотиться в своего персонажа. Основная цель заключается в достижении максимальной психологической правдоподобности актерской игры.
Под ремеслом Станиславский понимал использование заранее подготовленных шаблонов, которые помогают зрителю понять эмоции актера. Искусство представления базируется на длительных репетициях, в ходе которых актер переживает настоящие эмоции, формируя внешний облик роли, который затем воспроизводится на сцене без реальных чувств. В то время как искусство переживания предполагает, что актер на сцене испытывает искренние эмоции, придавая жизнь своему персонажу.
Все эти методы Константин Станиславский описал в книге «Работа актера над собой», которая была выпущена в 1938 году.