Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему стоит забыть слово «колхоз», говоря о моде?

Если вы хоть раз в жизни пытались узнать что-то о модных трендах, то наверняка сталкивались со словом «колхоз». Некоторые модные медиа и блогеры уверяют нас, что попасть под это определение — самый страшный приговор для любого, кто хочет выглядеть стильно.


Модная индустрия очень манипулятивна по отношению к своим адептам, а бизнес придумывает все новые рычаги, чтобы заставить нас покупать. Когда не работает «пряник» в виде обещаний стать самыми модными, то в ход идет «кнут» — и термин «колхоз» в русскоязычном пространстве успешно побуждает нас гнаться за трендами. Давайте разберемся, почему слово «колхоз» стоит оставить в прошлом.

Автор: Елизавета Фандорина

Время чтения: 4 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Что такое колхоз?

Сейчас слово «колхоз» стало практически синонимом безвкусицы. Но что оно значит на самом деле?

Колхоз — это предприятие коллективного ведения сельского хозяйства. Первые колхозы возникли на территории СССР в 1918 г., а их массовое распространение началось в 1929 г.

Вся собственность, кроме домов и небольших участков, была в них общей. Зарплата выдавалась не деньгами, а продуктами. Колхозники не имели на руках паспортов, не могли без разрешения покидать территорию хозяйства. Документы и деньги они стали получать только в 1960-х.

Язык ненависти


По сравнению с колхозниками жители советских городов занимали более привилегированное положение хотя бы потому, что имели документы и могли сами распоряжаться заработанными деньгами. Да и жизнь в городах, даже маленьких, часто была проще, чем в деревне. Запертые в своих хозяйствах колхозники не имели доступа к такому же уровню образования и досуга. Неудивительно, что многие при первой же возможности перебирались из колхозов в города, только вот горожане не желали делиться ресурсами. Именно в этот момент появилась негативная окраска слов «колхозник» и «колхоз».

Понятие «колхозник» в советское время было близко по значению к «деревенщине». Так говорили о людях бедных, с низким уровнем образования, не разбирающихся в последних литературных и музыкальных новинках, привыкших к тяжелому физическому труду. 

Называя кого-то колхозником, человек подчеркивал разницу в иерархическом положении, возносил себя на более высокую ступень в социальном и финансовом плане. Это стало языком ненависти, пренебрежения и снобизма. Его использовали в попытке почувствовать себя увереннее на фоне тех, кто родился в худших условиях. 


Как колхозники связаны с модой?


Сегодня слово «колхоз» часто употребляют не в прямом значении. Совершенно неожиданно оно приобрело связь с миром моды. Колхозница или колхозник — это человек, который не вписывается в модные тренды, имеет грубый и непритязательный вкус.

В эпоху гламура и роскоши 2000-х колхозниками называли тех, кто одевался очень просто. Теперь наоборот: так говорят про любителей слишком вычурных образов.

Определить точные границы «колхозности» сложно. Каждый «стилист» устанавливает их сам. А некоторые блогеры и вовсе построили карьеру на том, чтобы учить людей сакральному знанию: что такое стиль и что такое колхоз.

Современная модная индустрия, напротив, стремится к инклюзивности, стиранию разделения людей на различные классы. Понятие стиля смещается к тому, чтобы одежда не только была актуальной, но и отражала индивидуальность. Человеку в своем образе должно быть комфортно физически и психологически.

Утонченный вкус


Здесь мы сталкиваемся с вопросом: какой вкус считать хорошим, а какой — дурным? Ведь сами эти определения эфемерны и часто основаны на субъективной оценке.

Обычно человека с дурным вкусом определяют как выглядящего неуместно. В эту категорию попадают и те, кто не следит за трендами, и те, кто слишком активно меняет свой гардероб в угоду моде. Последние, согласно этой логике, лишь следуют заученным требованиям. В отличие от них обладатели хорошего вкуса имеют чувство прекрасного и собственный стиль. Но на деле они просто знают правила игры в своем социальном кругу. 


Так, понятие хорошего вкуса приводит нас не к эстетическим категориям, а к социальной иерархии. Оно сообщает, что у человека есть время и силы уделять внимание внешнему виду и изучать что-то новое в этой сфере. Такой человек становится представителем высшего класса.

Одежда всегда была социальным маркером: по ней судили о принадлежности к конкретной группе, сословию. Она до сих пор дает понять, что у вас общие ценности с определенным кругом людей.

Чаще всего любители навешивать ярлыки «колхоз» и «дурной вкус» пытаются объявить миру, что они своего рода элита. Некоторые блогеры и стилисты, называя вещи колхозными, будто бы обещают своей аудитории: «Следуйте моему чувству прекрасного, и мир будет относиться к вам лучше».

Колхоз vs стиль


Если вы читаете модных критиков и серьезно занимаетесь изучением модных процессов, то, скорее всего, замечали следующие закономерности.

Во-первых, эстетические идеалы меняются очень быстро.

Во-вторых, модным и прекрасным может стать что угодно. Позавчера вас осуждали за кроссовки с платьем, вчера за длинные ногти в стиле нулевых. Но уже сегодня по подиуму вышагивают модели в спортивной одежде, а вместе с длинными ногтями возвращается мода на желтое золото.

Что-то новое в модной индустрии — это либо переосмысление старого, либо расширение границ (например, рваные вещи давно перестали быть символом бедности).

Когда-то критики осуждали гранжевую коллекцию Марка Джейкобса и «уродливую» моду Миуччи Прады. Поэтому то, что сегодня заклеймили колхозом, вскоре может стать трендом. А те, кто кричал о безвкусице громче всех, будут проповедовать противоположное.  


К тому же чаще всего «колхозность» и дурновкусие сводятся к массовости какой-либо идеи или образа. Когда что-то обретает популярность — и это касается не только одежды, — то сразу теряет свою элитарность: оно становится понятным слишком большому количеству людей. А хороший вкус требует ограниченного круга, ведь он может существовать лишь в противопоставлении чему-то якобы дурному.

Чтобы стать стилистом, необходимо овладеть множеством знаний и навыков: от истории моды до психологических аспектов работы с людьми. Это и многое другое вы узнаете от профессионалов на нашем курсе «Станьте стилистом», а работать с клиентами вы начнете уже во время обучения. 
МОДА