Журнал «Правого Полушария Интроверта»

За что мы любим Альфонсо Куарона: от «Гарри Поттера» до «Ромы»

Альфонсо Куарон — уникальный режиссёр. Кому ещё под силу дебютировать в большом кино артхаусной комедией о СПИДе («Любовь во время истерии»), а затем снять трогательный фильм для детей «Маленькая принцесса»?
Куарон переносит «Большие надежды» Диккенса в современность, сняв в главных ролях Гвинет Пэлтроу и Итана Хоука. Проходит пару лет, и за Мексиканский роуд-муви «И твою маму тоже», снятой почти что на голом энтузиазме, он получает номинацию на «Оскар» и 30 млн долларов кассовых сборов. 

Вскоре он уже сидит в кресле режиссёра «Гарри Поттера и Узника Азкабана» — и это не магия, а лишь следствие внушений сомневающемуся Куарону его другом Гильермо Дель Торо. Затем снимает антиутопию «Дитя человеческое», а потом — масштабный сай-фай «Гравитация».
Как ему удаётся сочетать невозможное и использовать многочисленные грани своего таланта, завоёвывая аудиторию всех возрастов? Попробуем разобраться.

Время чтения: 3 минуты

На все руки мастер

Ко всем своим фильмам (кроме ранних «Маленькой принцессы», «Больших надежд» и «Узника Азкабана) он писал сценарий самостоятельно или в соавторстве с братом. Также он сам занимался монтажом — это встречается у режиссёров редко. Ну и совсем уникальный случай: когда оператору Эммануэлю Любецки пришлось отказаться от съемок «Ромы», Куарон взялся за камеру сам. И получил «Оскар» за операторскую работу!
Каждый может научиться анализировать режиссёрские приёмы. Ловите ваш готовый план, чтобы разбираться в кино как кинокритик:
Кроме того, для Куарона не проблема найти к своим фильмам порой неожиданные референсы. Так, перед съёмками «Любви во время истерии» он вдохновлялся комедиями Эрнста Любича. Для снятой в Лондоне антиутопии «Дитя человеческое» режиссёр пересматривал «Битву за Алжир» (реж. Джилло Понтекорво, 1966), а 13-летнему Дэниелу Рэдклиффу он дал задание посмотреть «400 ударов» (1959) — культовый фильм Франсуа Трюффо о трудном подростке.

Визионер

Фирменный приём Куарона — сцена одним планом, снятая, как правило, подвижной камерой. Эти elastic shots (термин Эммануэля Любецки) появились ещё в дебютных короткометражках режиссёра. Главный секрет этих планов, по словам Куарона, в осмысленности. Динамичная камера или рассказывает о характерах героев, или раскрывает художественную концепцию фильма.
В этих планах важна глубинная мизансцена. Жизнь в глубине кадра течёт будто сама по себе. Наше внимание сосредоточено на главных героях, но подспудно мы наблюдаем и за тем, что происходит позади них.
При этом стиль этих сцен всегда разный. Так, в «И твою маму тоже» камера статична, а энергия длинного плана сохраняется благодаря харизме актёров. В «Узнике Азкабана» Куарон впервые дополняет длинный план спецэффектами. В «Дитя человеческое» он стилизовал длинные сцены под новостные репортажи о взрывах и перестрелках в горячих точках. В «Гравитации» благодаря, 3D-технологиям Куарону удалось достичь головокружительной хореографии планов.
В «Роме» Куарон раскрывает себя как поэт. Да, в фильме по-прежнему много событий и есть фирменная сцена одним планом, фиксирующая пугающую и завораживающую динамику уличного восстания. Но есть в нём и поэзия ради поэзии. Во многих сценах «Ромы» на первый взгляд ничего не происходит. Но привыкнув к магнетическому ритму фильма, мы начинаем понимать, что он строится как поэтическая притча, в которой образы и мотивы рифмуются между собой.

Работа с персонажами

Первое образование Куарона — философское. Однако мексиканец не перегружает свои фильмы смыслами. Философия Куарона — это философия молодости. Его герои всегда проходят через инициацию, познавая боль, смерть и утрату, и выходят из этих испытаний с честью. Поэтому неудивительно, что, посмотрев «Маленькую принцессу», Джоан Роулинг сразу предложила кандидатуру Куарона продюсерам франшизы о «Гарри Поттере». Куарону удалось привнести в экранизацию ряд ярких деталей и, по мнению большинства критиков, снять фильм, предельно близкий духу оригинала.
Так же, как и Дель Торо, Куарон понимает, что дети часто живут в мире пугающих и дезориентирующих образов, которые потом преследуют их всю жизнь. Однако его герои не спешат заглядывать в бездну. Также им не свойственен цинизм или изощренная мстительность. В его трагикомедиях серьёзность, не сводясь к гэгам, зачастую разгоняется до комедийности. И даже если на пороге апокалипсис и кажется, что всё кончено, жизнь продолжается.

Нравится читать о кинематографе? Ещё больше интересного в нашей статье:
«Философия на болоте. Чему нас учит Шрек»
Смотрите видео нашего проекта, чтобы узнать больше ещё об одном легендарном режиссёре:

Правое полушарие Интроверта

КИНЕМАТОГРАФ