До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему мы больше не увидим классическое супергеройское кино?

Классическое супергеройское кино
Ты точно заметил, что фильмы про Человека-паука, Бэтмена и команду Мстителей стали все реже появляться на экране в привычном нам виде. Все потому, что супергеройское кино переживает если не закат эпохи, то сильный кризис. В статье 3 причины, почему так происходит.
Время чтения: 6 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Потребность в супергероях

Ты не поверишь, но первый супергеройский фильм вышел на экраны в 1920 году. Это была черно-белая немая лента «Знак Зорро». И хотя газетные комиксы выходили аж с 1826 года, им требовалось время на то, чтобы закрепиться в массовой культуре. Поэтому в мир кино супергероика вошла более прочно лишь в середине 1940-х годов. Тогда появились первые адаптации Бэтмена, капитана Марвела, капитана Америки. Как правило, это были киносериалы по уже изданным печатным комиксам.
Но настоящий расцвет супергеройских вселенных случился после теракта 11 сентября 2001 года, когда рухнули башни-близнецы. Погибло огромное количество людей, эта трагедия стала одной из крупнейших в мировой истории. Она показала, что теракт происходит не где-то далеко, а совсем рядом с нами. А тотальное зло может внезапно прийти в дом каждого.
После 11 сентября у американского общества, а затем и у всего мира, появилась потребность в супергероях. Волшебная сила извне, которую олицетворяли персонажи со сверхспособностями, была символом надежды, то есть чем-то, что могло бы спасти мир от зла, когда люди бессильны. Вспомни главную стратегию кинокомиксов Marvel или DC — в них добро всегда побеждает зло. Людям просто психологически спокойнее верить в крутые истории, где Железный человек или Супермен защитят их от угрозы. Хотя бы в выдуманной вселенной.
В какой-то момент эта иллюзия просто перестала работать. Супергеройское кино создало опасную уловку, которая не решает мировых проблем. Герои со сверхспособностями спасают мир лишь в кино. В жизни на это способны только сами люди.

Мода проходит

Режиссер Стивен Спилберг дал очевидный, но достоверный прогноз еще в 2015 году, когда общался с изданием Entertainment Weekly: с супергероикой рано или поздно произойдет то же самое, что случилось с вестерном. Середина XX века в Голливуде характеризуется взлетом этого жанра — от «Дилижанса» до «Однажды на Диком Западе». В наши дни вестерн занимает достаточно узкую нишу. Так, «Горизонты» Кевина Костнера могут показаться затянутой эпопеей. А «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе — абсолютно удачным исключением в жанре, который давно не на волне популярности.
Или давай вспомним эпоху 1960-х в Голливуде, когда на кинопроизводстве царили мюзиклы и пеплумы. Оба жанра, как и супергероика, представляют собой умиротворяющий проект. Его цель — развлекать и успокаивать публику. Но зритель становится все более искушенным и жадным до актуальной повестки. Поэтому «Хелло, Долли!» вполне логично сменяется «Таксистом». Поющие герои больше не интересны. Зато интересен травмированный вьетнамской войной ветеран Трэвис Бикл.
Положение супергероики в наши дни значительно пошатнул выход «Джокера» Тодда Филлипса. Лента не входит ни в одну из киновселенных. Она является авторским кино, которое берет за основу популярный образ. В фильме нет положительного героя, который под другим углом смотрит на антагониста. И ни Marvel, ни DC никогда не решится на подобное. Потому что структура их лент следует жесткому канону, где противостояние сил добра и зла обязательно. Но массовый успех «Джокера» с Хоакином Фениксом показывает обратное. Сборы в прокате — более 1 млрд долларов. А еще главный приз 76-го Венецианского кинофестиваля, впервые отданный комиксу. Зрителям стало куда интереснее наблюдать за антигероями, чьи мотивы запутаны и непонятны. А не за утопическими победами добра над злом.
Так что, если супергероика не рискнет отступить от канона ради эксперимента и создания поистине волнующего кино — ее ждет довольно печальное будущее.

Перенасыщение

Наконец, на кризис супергеройского кино повлияла пандемия. Она заставила уйти крупные проекты из кинотеатров в онлайн-пространство. Отчего супергероики просто стало слишком много, и у зрителя случилось перенасыщение. Ожидание новой части условных «Мстителей» теперь легко можно компенсировать просмотром сериала про Локи прямо у себя дома.
Кроме того, такое расширение супергеройских вселенных превратило жанр в конвейер. И качество несомненно падает. Фильмы и сериалы похожи друг на друга. Драматургические ходы становятся предсказуемыми. А спецэффекты перестают быть удивительными. Такие мини-сериалы, как «Лунный рыцарь», «Мисс Марвел», «Женщина-Халк», ты вряд ли даже вспомнишь. Все они прошли тихо и незаметно.
Сладкий вкус ожидания нового от DC или Marvel теперь перебивает визуальная жвачка. Обилие контента и желание развлекать зрителя везде не всегда играет на руку компаниям. В случае с супергероикой перенасыщение сыграло злую шутку.

Что нас ждет?

Очень вероятно, что на смену супергероике придет адаптация видеоигр. Главным сериалом 2023 года стал «Одни из нас» на платформе HBO Max. А мультфильм «Братья Супер Марио в кино» собрал 1,1 млрд долларов в прокате. Кассовыми сборами адаптация игры обошла последнего «Человека-муравья». В конце концов, видеоигры — это своего рода новая супергероика с новыми вселенными и персонажами. Просто ей нужно окрепнуть, чтобы неудач вроде адаптации «Бордерлендса» случалось как можно меньше.
Лови три тезиса, чтобы блеснуть знаниями, когда разговор зайдет об упадке классической супергероики:
  • После теракта 11 сентября 2001 года люди нуждались в островке спокойствия и уверенности. Такой отдушиной стали фильмы про супергероев. Но культура попала в утопическую ловушку. Ведь ни один супергерой не способен спасти мир, если этого не сделают сами люди.
  • Мода стремительно проходит. Голливуд всегда эксплуатировал те жанры, которые пользовались успехом у публики. Кажется, истек срок годности и у супергероики. Ей придется занять узкую нишу, если она не будет способна на эксперименты.
  • Супергероика теперь идет не только в кино, но и на стримингах. У зрителей случилось перенасыщением жанром. Ведь томительное ожидание новой части в кино теперь легко можно компенсировать сериалом о любимых героях.
КИНЕМАТОГРАФ