Что у тебя ассоциируется с Советским Союзом? Если это «Ирония судьбы», Алла Пугачева и тот самый пломбир – поздравляем! Ты знаком с культурой эпохи застоя.
В этой статье разберемся, что отличает культуру этого времени от любой другой.
Время чтения — 3 минуты
В этой статье разберемся, что отличает культуру этого времени от любой другой.
Время чтения — 3 минуты
Что такое застой?
Застоем называют эпоху правления Леонида Ильича Брежнева с середины 60-х до 80-х годов. За это время в стране ничего не особо поменялось. КПСС продолжал управлять политикой страны, недовольных по-прежнему подавляли.
Зато Советский Союз смог добиться относительного благополучия. В это время СССР начал активно продавать нефть и газ за рубеж, за что начал получать огромные доходы. До открытия месторождений СССР практически не получали доходов с нефти и газа. Только за 10 лет продажи за рубеж страна получила около 2 триллионов долларов. И это в пересчете на современные деньги! Доходы от нефти и газа составляли более половины всех доходов советского бюджета.
Эти деньги направили и на улучшение жизни граждан. Но уровень жизни все еще уступал развитым странам Западной Европы и США. В итоге сложилась странная ситуация, которую слово “застой” отлично описывает. Люди как-то живут, покупают пломбир и ситро, мандарины на Новый год, достают экзотические бананы и хорошую колбасу. Жизнь идёт своим чередом, и кажется, что так будет всегда. Именно эти настроения отражала культура, которую полностью контролировала цензура.
Кино застоя
Символом эпохи застоя в кино стали лирические комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова. Они показывали советскую жизнь такой, какая она есть, но одновременно с этим пытались придумать что-то новое в условиях цензуры.
В связи с этим случались и казусы. Например, всеми любимая «Ирония судьбы, или с Легким паром!» могла не выйти на телевизионные экраны 1 января 1976 г. В праздничном режиссерском приветствии Рязанов по неосторожности сказал, что снял «рождественскую сказку» - а ведь в СССР официально не было Рождества.
Подозрительное сходство товарища Саахова из «Кавказской пленницы» со Сталиным едва ли не стоило фильму проката. К счастью, Брежневу работа Гайдая очень понравилась, и картине дали «зеленый свет». А вот многим другим фильмам повезло меньше.
В связи с этим случались и казусы. Например, всеми любимая «Ирония судьбы, или с Легким паром!» могла не выйти на телевизионные экраны 1 января 1976 г. В праздничном режиссерском приветствии Рязанов по неосторожности сказал, что снял «рождественскую сказку» - а ведь в СССР официально не было Рождества.
Подозрительное сходство товарища Саахова из «Кавказской пленницы» со Сталиным едва ли не стоило фильму проката. К счастью, Брежневу работа Гайдая очень понравилась, и картине дали «зеленый свет». А вот многим другим фильмам повезло меньше.
Во многих кинофильмах мы видим незамысловатый советский быт, обычных людей и их типичные проблемы. Люди на экране пытаются устроить личную жизнь, разобраться с нелюбимой работой. Многие герои любят пропустить по рюмашке. Это не прихоть режиссеров, пьянство и алкоголизм правда стали огромной проблемой для советского союза тех лет. Только представь, на каждого мужчину в среднем приходилось по целой бутылке водки раз в три дня. Сильно, не правда ли?
Эпоха застоя – это еще и время «полочного кино», то есть фильмов, которых не пустили на экраны по цензурным соображениям. Большинство из них зрители впервые увидят только под конец Перестройки. На «полках» пылились «Проверки на дорогах» Германа старшего, «История Аси Клячиной» Кончаловского и даже «Интервенция», главную роль в которой исполнил всеми любимый Владимир Высоцкий.
При этом именно в эпоху застоя советское кино трижды удостаивалось «Оскара». Это фильмы «Война и мир» Бондарчука, «Москва слезам не верит» Меньшова и «Дерсу Узала» - советско-японская картина, срежиссированная Акирой Куросавой.
При этом именно в эпоху застоя советское кино трижды удостаивалось «Оскара». Это фильмы «Война и мир» Бондарчука, «Москва слезам не верит» Меньшова и «Дерсу Узала» - советско-японская картина, срежиссированная Акирой Куросавой.
Литература застоя
В советском союзе ежегодно печатали больше 2 миллиардов книг. Вообрази, если их сложить корешками друг к другу, получится путь от Санкт-Петербурга до Москвы и обратно. Тогда и появилась идея Советского Союза как самой читающей нации. Но на деле других развлечений, справедливости ради, было не так много.
Во время застоя особенно остро ощущалось разделение литературы на официальную и «подпольную». К первой категории главным образом относились так называемые «деревенщики», которые в своих произведениях фокусировались на описании сельской жизни. «Прощание с Матерой» Валентина Распутина (1976) — один из ключевых текстов того времени. Сюжет повествует о деревне Матера, которую хотят затопить для строительства ГЭС. В центре конфликта — столкновение провинциального и индустриального. К писателям-деревенщикам также относят Василия Белова и Виктора Астафьева.
Литература и чтение стали одним из главных хобби советских людей. Читали все и везде. Помимо деревенской прозы читали фантастику и военную литературу. Рефлексия над годами Великой Отечественной войны продолжает быть одной из наиболее беспокоящих тем. Тогда же были написаны легендарные «А зори здесь тихие» Бориса Васильева. Настоящими звездами стали советские фантасты. Книги братьев Стругацких издавались огромными тиражами. В 1979 году выходит «Сталкер», культовая экранизация повести «Пикник на обочине» от Андрея Тарковского. Однако, фильмы этого режиссера не выходили в широкий прокат — это испытала на себя вся «подпольная» культура.
Подполье
Давай посмотрим на подпольную культуру немного подробнее. Люди буквально в подпольных условиях издавали запрещенную литературу, делились дефицитной музыкой. За владение и распространение таких материалов можно было сесть в тюрьму. Все потому что было недопустимо делать что-то, что явно критиковало советский строй, выражало протест.
Кому-то «везло» как Андрею Тарковскому, и фильмы или книги просто не выходили. Многих же деятелей культуры выслали из страны. Так случилось и с писателем о лагерном быте Солженицыным, музыкантом Ростроповичем. Их произведения распространялись самиздатом.
Кому-то «везло» как Андрею Тарковскому, и фильмы или книги просто не выходили. Многих же деятелей культуры выслали из страны. Так случилось и с писателем о лагерном быте Солженицыным, музыкантом Ростроповичем. Их произведения распространялись самиздатом.
Жизнь «подпольной» литературы на самом деле была чрезвычайно насыщенной. В 1979 году вышел альманах неподцензурных текстов «Метрополь», где печатались Владимир Высоцкий, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский и другие запрещенные литераторы. Альманах распространялся в качестве самиздатной машинописи.
Примерно в таком же виде бытовали тексты Александра Солженицына. В своем романе «Архипелаг ГУЛАГ» (1973–1975) он откровенно говорит о сталинских репрессиях и собственном лагерном опыте. Роман выходит зарубежом, а в 1970 году Солженицыну присуждают Нобелевскую премию. Именно это и привело к тому, что писателя буквально выдворили из страны.
Еще один подобный пример — Иосиф Бродский. В 1963 году в газете «Вечерний Ленинград» выходит фельетон «Окололитературный трутень», в которой обесценивалась литературная деятельность Бродского. Поэта арестовывают, обвиняют в тунеядстве и отправляют в ссылку в одну из деревень Архангельской области . На защиту Бродского встали Ахматова, Шостакович, Чуковский, Маршак и многие другие заметные деятели культуры. В стороне не остался даже французский философ Жан-Поль Сартр, тот самый автор «Тошноты». В результате Бродского освободили раньше времени, но рекомендовали покинуть страну.
Кстати, даже у Владимира Высоцкого были проблемы с цензурой по идеологическим причинам. Он проявлял слишком большую лояльность к культуре капиталистических стран. В общем, как ты понимаешь, сложно было быть творческим человеком в эпоху застоя.
Вот так за три минуты чтения статьи ты узнал всё самое главное про культуру застоя:
- Все главные образы, связанные с СССР, появились в эпоху застоя. «Ирония судьбы», приключения Шурика, Пугачева – символы этого времени.
- Авторы пытались отразить быт и жизнь простого человека, его переживания. Или же они выбирали сбежать в мир фантастического будущего и исторического прошлого.
- Существовала масштабная подпольная культура, за распространение которой можно было поплатиться. Тем не менее, одни из самых популярных и известных советских писателей, музыкантов были подпольными.