Дионисийское же начало – это воплощение хаотического, неупорядоченного, случайного. Именно в этом часто обвиняют Достоевского. Например, Набоков никак не мог смириться с тем, что стилистика писателя кажется дерганой, не упорядоченной, во многом случайной. Причина такого подхода к литературе лежит не только в плоскости писательских установок, но и в том, в каких условиях приходилось работать над произведениями.
Обратимся к воспоминаниям жены Достоевского, Анны Сниткиной: «Толстой, Тургенев, Гончаров были люди здоровые и обеспеченные и имевшие полную возможность обдумывать и отделывать свои произведения. Федор же Михайлович страдал двумя тяжкими болезнями, был обременен большою семьею, долгами и занят тяжелыми мыслями о завтрашнем дне, о насущном хлебе».
Но, несмотря на всю критику, романы Достоевского стоят наравне с творчеством Толстого, а для некоторых читателей и превосходят его. Как бы то ни было, но трудно не заметить, насколько стилистическая манера повествования соответствует содержанию произведений писателя. Именно некоторая небрежность, разговорность и расшатанность повествования создает ту необходимую атмосферу, которая любима читателями разных стран.
Читая Толстого, трудно не заметить, что он нависает над вами подобно демиургу. Автор всегда знает, что думают его герои, почему поступают так или иначе. И это неслучайно. Для Толстого всегда была важна воспитательная роль литературы.
Именно поэтому все его любимые персонажи находятся в состоянии бесконечного духовного поиска, а автор всеми силами своего гения этот поиск демонстрирует. Более того, читатель Толстого всегда знает, как писатель относится к тому или иному персонажу. Вспомните, например, семью Ростовых и Курагиных в «Войне и мире».
По поводу же авторской позиции Достоевского очень точно высказался Михаил Бахтин. Он сказал, что все романы Достоевского «полифонические», то есть многоголосые. Писатель показывает читателю столкновение идей, но никогда не заставляет вставать на сторону того или иного героя. То есть в мире Достоевского у вас есть выбор, во что верить и за кого переживать.
Это только часть самых видимых отличий писательских техник двух авторов. А какие отличия заметили вы?