Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Прелести сновидческой природы: рецензия на сериал «Сто лет одиночества»

сто лет одиночества рецензия, сто лет одиночества 2024, сто лет одиночества сериал отзывы
В декабре на Netflix вышел сериал по самому известному роману Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Для мира литературы экранизация стала важным событием, поскольку неуловимый текст писателя наконец-то удалось увидеть. А еще это серьезный прорыв для колумбийской киноиндустрии, которая получила крупную финансовую поддержку от стримингового гиганта. О прелестях и промахах сериала подробнее рассказываем в нашей статье.
Время чтения: 8 минут.

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Трудности перевода на киноязык

Габриэль Гарсиа Маркес очень бережно относился к любимому тексту и роману всей своей жизни. Будучи в тотальном отчаянии после нескольких творческих неудач, Маркес насобирал 160 песо. Для этого ему даже пришлось заложить фен и миксер жены. Этих денег хватило, чтобы отправить роман издателю. Жена писателя тогда разгневалась, мол, не хватало, чтобы роман оказался плохим. Но Маркес знал, что «Сто лет одиночества» точно принесет ему мировую славу.

Наравне с Борхесом или Кортасаром, Маркеса относят к направлению магического реализма. В его текстах реальность переплетается с фантастическими событиями и мифическими структурами, а библейский эпос — с античной трагедией и языком притчи. Так, вековая история семьи Буэндиа делится на характерные эпохи, где мир сменяется войной, а жизнь — смертью. Кроме того, как и любой другой мифический город, Макондо обречен на трагическую гибель. А его жители — на беды и религиозные проклятья. Например, герои верят, что кровосмешение приведет к рождению уродца со свиным хвостиком. А весь род Буэндиа, несмотря на многочисленность, обречен быть одиноким. «Сто лет одиночества» — своего рода модель неспокойного государства, где бушуют революции и войны. Это иносказательная история обо всей Латинской Америке XIX–XX века.

В то же время мир романа не лишен порой необъяснимого волшебства. Здесь чудеса алхимии помогают удваивать золото. Карты Таро никогда не врут. Могучие провидцы воскресают из мертвых от скуки, а дождь может идти четыре года.

Расшифровать метафорический язык Маркеса задача поистине трудная. И дело не только в сложной литературной конструкции. В странах Латинской Америки соседствуют суеверия и вера в Бога. Магическое и религиозное мышление в одном флаконе — часть мировоззрения и культурного кода целых народов. Поэтому даже такому стриминговому гиганту, как Netflix, пришлось пойти на уступки.

Сами сыновья Маркеса занимались передачей авторских прав. Они попросили соблюсти те же условия, что выдвигал их отец: экранизировать роман дословно, снимать только в Колумбии и только на испанском языке. Платформе ничего не оставалось, кроме как отдать внушительный бюджет колумбийскому продакшену, а все роли — местным актерам. Многие из них дебютанты в большом кино. Но что ни сделаешь ради прорыва и пальмы первенства? Ведь это первая серьезная попытка прикоснуться к такому сложному и необъятному роману.

Экранизации других произведений Габриэля Гарсиа Маркеса

Экранизации произведений Габриэля Гарсиа Маркеса

Как реальность обошла миф

Обычно от таких сложных экранизаций ждут, что «все будет не так» и «книга в итоге лучше». Но тот факт, что колумбийский роман доверили колумбийскому кинематографу, уберег «Сто лет одиночества» от печальной участи.

Сериал получился очень аккуратным и достоверным. Зрителя погрузили в быт Колумбии XIX–XX века. Мы увидели путников в соломенных плащах на непроходимых болотах, и такие же соломенные крыши новых жилищ. Разрастающиеся улочки Макондо, дома которых каждый может красить в свой цвет, — метафора-предвестник грядущих междоусобиц. Мы почувствовали дух Гражданской войны, революции и диктатуры — всех тех событий, которые насквозь пропитали историю Колумбии и других стран Латинской Америки. Наконец, мы встретили настоящих колоритных колумбийцев. Чего только стоит Клаудио Катаньо в роли полковника Аурелиано Буэндиа с глазами одинокого провидца. Все, как описывал Маркес. Кажется, с известными голливудскими лицами в кастинге это шоу не было бы таким правдоподобным.
Приложение Правое полушарие Интроверта
Режиссеры Алекс Гарсия Лопес и Лаура Мора Ортега поистине бережно отнеслись к сложному тексту писателя. Им практически удалось сохранить яркие образы и дух магического реализма. Во-первых, за счет звука, который погружает в атмосферу ирреальности. Во-вторых, благодаря декорациям. Бюджет Netflix позволил построить четыре разноплановые вариации Макондо, чтобы в деталях и подробностях показать развитие земли обетованной. В-третьих, спецэффекты помогли показать чудеса левитации и алхимии. А сохраненная условность мира не повлияла на видения героев и странные напасти, которые с ними случались. Фантастическое органично вплели в реальное. Правда, последнему режиссеры уделили все же больше экранного времени. Например, запечатлеть комнату, где всегда март и всегда понедельник, так и не удалось.

В сложных случаях на помощь приходил голос рассказчика. С одной стороны, это довольно устаревший прием в кино, который делает повествование либо слишком простым, либо слишком тяжелым. В случае с экранизациями именно из-за закадрового текста всегда есть риск превратить произведение в беглый пересказ. С другой стороны, «Сто лет одиночества» невозможно избавить от фигуры автора. По задумке он прибегал к косвенной речи, а не прямой; к витиеватым образам, а не прямолинейным смыслам. И в этом плане голос рассказчика точечно расставляет акценты с помощью дословных выдержек из романа. Это помогает держаться за сложную архитектуру произведения. Она не разрушается из-за того, что некоторые вещи невозможно воплотить визуально.
сто лет одиночества сериал 2024
Местами может показаться, что «Сто лет одиночества» смахивает на мыльную оперу, где в центре истории — семейная сага со своими страстями и несчастьями. Из-за фокуса на героях магическое проигрывает реальному. Да и в героях Маркеса легко запутаться. Представители каждого поколения носят имена предков. Кого-то назвали в честь дяди, кого-то — в честь отца и так далее. Но авторы проекта не упустили ни одну сюжетную линию и не бросили ни одного героя.

Именно цикличность в семье Буэндиа помогла Маркесу создать эффект бесконечности и невыразимое чувство одиночества. Эгоизм пары влюбленных, основателей Макондо, распространяется на все поколения их семьи, а затем и на весь город. Это неизменно ведет к катастрофе и одинокой смерти. Авторы точно смогли передать поучительную историю о том, как важно найти общность и выстроить моральные ценности. Все, как и писал великий классик.

Всего лишь полпути

сто лет одиночества 1 сезон
Безусловно, восемь серий первого сезона не охватили столетнюю историю семьи Буэндиа и обреченного Макондо. Поэтому шоу остановилось где-то на середине, но на одной из самых интересных точек.

Второй сезон проекта анонсирован на 2025 год. Он покажет вторую часть романа, которая обещает еще больше зрелищности. И наконец-то раскроет все тайны древних проклятий и закольцует магические пророчества. Авторы щепетильно расставили сюжетные капканы на второй сезон. А вокруг проекта уже собралась фан-база. По крайней мере, об этом говорят 90% свежести на Rotten Tomatoes и рейтинг 8,4 на IMDb. Так что ждать продолжение однозначно стоит. Даже если нам заранее известно, чем закончатся эти удивительные сто лет одиночества.
Автор: София Маргацкая, медиааналитик (НИУ ВШЭ), режиссер игрового кино (СПбШНК)
Приложение Правое полушарие Интроверта
КИНЕМАТОГРАФ