Кроме ярких героев, неожиданных сюжетных поворотов и красивой картинки «Игра престолов» содержит отсылки к реальным историческим периодам, событиям и персонам. Давайте вместе разберёмся, как сериал говорит об истории. Осторожно, спойлеры!
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Три типа цивилизации
В сериале изображены три реально существовавших типа общественного устройства. Это феодализм, преобладающий в Семи Королевствах, рабовладение, распространённое в вольных городах Эссоса и племенной строй, характерный для дотракийцев и одичалых. Каждому из них присущи свои особенности.
Феодальный Вестерос пестрит бесчисленным количеством домов и лордов. Они плетут интриги, а собрать их в единую армию почти невозможно. В то же время, конкуренция мотивирует правителей прислушиваться к мнению обычных людей. В противном случае недовольные подданные могут уйти к другому королю или вовсе предать прежнего вассала. Бедняк в Семи Королевствах оказывается относительно свободным, а сама политическая система — наиболее устойчивой.
Рабовладельческие города-государства побережья Эссоса стараются максимально подчинить себе бесправное большинство. Здесь правят авторитарные лидеры, свободно распоряжающиеся своими рабами, их правом на жизнь и детьми. Им легко собрать армию, но также — мгновенно потерять свою власть. Лояльность населения в таких обществах низка, и завоеватель, обещающий послабления низам, способен быстро привлечь широкие массы на свою сторону, как это сделала Дейнерис Таргариен.
Наконец, орды дотракийцев и одичалых не имеют строгой социальный иерархии. В них преобладает множество лидеров-харизматиков, ведущих за собой небольшие общины, а главной ценностью является свобода. Это общества воинов, выживающих грабежом и присваивающим хозяйством. В этом состоит их главная уязвимость: оторванные от остальной цивилизации, в случае опасности они остаются с ней один на один, не имея надёжных союзников.
Лидеры и их судьбы
Значительную часть экранного времени «Игра престолов» исследует феномен формирования лидера и его стремления к своей цели. Путь к ней для каждого из героев оказывается полон испытаний. Чтобы убедительно рассказать о нём, авторы сериала часто цитируют некоторые факты биографии известных исторических деятелей.
Например, история предательства Джона Сноу тесно переплетена с судьбой Гая Юлия Цезаря. Мыслящий стратегически лорд-командующий пропускает одичалых за стены Чёрного замка несмотря на конфликты в прошлом. Однако часть братьев Ночного Дозора видела ход событий лишь тактически. Для них Джон оказывается предателем, и они решают совершить покушение, почти дословно повторяющее убийство Цезаря. Но мир фентези даёт лорду-командующему второй шанс, чтобы герой исполнил своё предназначение.
Гонимая с родных земель, вынужденная с нуля пробивать себе путь к власти и сердцам людей, чтобы в итоге освободить занятые врагами территории — такой предстаёт Дейнерис Таргариен.
Её история изгнания похожа на жизненный путь генерала Шарля де Голля. Бежавший в Англию после оккупации Франции нацистами, он был вынужден доказывать своё лидерство, строить армию с нуля и идти на невыгодные компромиссы. Но в итоге генерал смог освободить Францию и стать национальным героем. Дейенерис так же удалось вернуться и покорить Семь Королевств, пускай и с иным итогом.
Её история изгнания похожа на жизненный путь генерала Шарля де Голля. Бежавший в Англию после оккупации Франции нацистами, он был вынужден доказывать своё лидерство, строить армию с нуля и идти на невыгодные компромиссы. Но в итоге генерал смог освободить Францию и стать национальным героем. Дейенерис так же удалось вернуться и покорить Семь Королевств, пускай и с иным итогом.
Семь Королевств и Средневековье
Очевидно, главным источником вдохновения для сериала послужила средневековая Европа и в первую очередь история Великобритании. Семь королевств — отсылка к семи древним британским королевствам, из которых впоследствии сформировалось единая Англия.
Внутренняя феодальная война в Вестеросе также не случайность. Она перекликается с войной Алой и Белой розы — династическим конфликтом XV века между английскими династиями Ланкастеров и Йорков.
«Игра престолов» вводит и персонажей, характерных именно для Средневековья. Самый яркий из них — Его Воробейшество, проповедовавший отказ от излишеств и на время даже взявший контроль над королевской семьёй. Всё это — черты итальянского проповедника Джироламо Савонаролы. Он отвергал авторитеты, сжигал предметы роскоши и захватил власть во Флоренции. И у проповедника, и у героя сериала незавидная судьба.
Но «Игру престолов» отличает от настоящего Средневековья важная деталь. В сериале светская и духовная власть независимы друг от друга. Из-за этого роль мейстеров как хранителей научного знания оказывается важнее. Сами герои сериала в большинстве также не слишком религиозны и либо лишь формально соблюдают обряды, либо вовсе ни во что не верят.
«Игра престолов» и современность
В сериале отсылки на давнее прошлое помогают рассказать о событиях, которые происходят на наших глазах.
Так, приближение Ночного короля вместе с армией мёртвых и вечной зимой можно трактовать как аллюзию на глобальное изменение климата. Это та опасность, перед которой человечество, если не поспешит, может оказаться бессильным. На фоне этого все конфликты между людьми становятся несущественными.
Драконы Дейнерис — это намёк на оружие массового поражания. Их разрушительная мощь в сериале почти неостановима. Подобная сила может послужить гарантом мира в королевствах или в мгновение стереть с лица земли города. Всё это возлагает огромную ответственность на обладателя подобного оружия.
Таким образом, вселенная «Игры престолов» даже при наличии драконов и магии обладает реалистическими элементами. Это отличает сагу от других представителей жанра фэнтези. Мир и порядки сериала имеют гораздо больше общего с нашей действительностью, чем с вымыслом.