Абрамцевский художественный кружок: история объединения
Многие известные художники такие, как Валентин Серов, Виктор Васнецов, Илья Репин, Михаил Врубель были частыми гостями в имении Абрамцево. Рассказываем, как появился Абрамцевский художественный кружок, чем занимались его участники и почему объединение распалось.
Время чтения: 3 минуты. Приложение для саморазвития. Скачать
Почему кружок назван Абрамцевским?
В 1872 году предприниматель Савва Мамонтов купил в Подмосковье имение Абрамцево. В этот же период меценат уехал в Европу, там он познакомился с художником Василием Поленовым, скульптором Марком Антокольским и историком искусства Адрианом Праховым. Вместе они решили создать творческое объединение. Когда Мамонтов вернулся в Россию, он написал Поленову: «Вы не сделаете ошибки, если целым кружком поселитесь в Москве на некоторый срок для работы». Вскоре меценат собрал в имении известных представителей русской интеллигенции, среди которой были художники, музыканты, театральные деятели. Илья Репин даже признал Абрамцево «самой лучшей на свете дачей». А Мамонтова называли «Саввой Великолепным».
Концепция кружка
Участники Мамонтовского кружка работали над картинами целое лето. Именно в Абрамцево были созданы такие известные произведения, как «Девочка с персиками» Серова, «Аленушка» Васнецова, «Проводы новобранца» Репина. Члены кружка хотели возродить русские народные ремесла. Именно поэтому художники уезжали в экспедиции, интересовались иконописью. Финансированием поездок занимался Мамонтов. Стоит отметить, что именно в Абрамцеве был построен один из первых в России музей народного творчества. На территории имения появились гончарная, столярная мастерские. За гончарную мастерскую отвечал Михаил Врубель. Он делал керамические изделия и статуэтки. А столярной мастерской руководила младшая сестра Василия Поленова — Елена. В имении был популярен неорусский стиль в архитектуре. Яркий пример — церковь Спаса Нерукотворного, проект которой был создан Виктором Васнецовым, а интерьеры — Марком Антокольским.
Распад кружка
Участники кружка посвящали время и театру. Они ставили любительские спектакли каждый театральный сезон. Интересно, что художники перевоплощались в актеров, сценаристов. Зимой театральные спектакли показывали в доме Мамонтовых на Садово-Спасской. Там к Мамонтовскому кружку присоединились Константин Станиславский и Федор Шаляпин.
Абрамцевский кружок становился все более популярным, но в 1899 году Мамонтова арестовали. Его обвинили в растратах при строительстве железной дороги. Участники кружка поддерживали мецената и вступились за него. Валентин Серов как раз писал портрет Николая II и попросил императора помиловать Мамонтова. В итоге предпринимателя перевели на домашний арест до суда, а потом оправдали. Однако ему было необходимо продать акции и имущество, чтобы рассчитаться с долгами. Соответственно, меценат не мог финансировать художественный кружок. Продолжила работать только керамическая мастерская, которая переехала в Москву. А в 1918 году умер Мамонтов, и она тоже закрылась.
«Голубая роза» — это объединение художников, которые были последователями основоположника второй волны русского символизма — Виктора Борисова-Мусатова. Каким же было объединение «Голубая роза»? Рассказываем в статье: