Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое бытие

Вопрос бытия является ключевым для всей философии от Античности до наших дней. Одни философы считали, что оно материально, другие полагали, что его невозможно описать. Давайте вместе разберёмся, чем является бытие.

Время чтения: 2 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Парменид

Первым объяснить сущность бытия попытался Парменид. Он противопоставлял бытие материальному миру, в котором мы живём. Бытие для Парменида вечно и неизменно, а материальный мир постоянно меняется, а потому на него полагаться нельзя. Доверять мы можем лишь бытию, потому что в нём истина, а всё, что мы воспринимаем органами чувств — лишь обман.
Парменид

Иммануил Кант

До Канта философы считали, что бытие — это всё сущее. Кант рассуждал иначе. Для него бытие — это всё материальное и нематериальное. Если мы можем описать свойства чего бы то ни было, значит оно существует, даже если у этого нет материального воплощения.
Так, мы можем описать единорога: это конь, у которого есть рог. Да, само животное мы никогда не видели, но знаем, как выглядят его признаки: тело коня и рог. По Канту, любая вещь существует, если обладает признаками, которые можно воспринять органами чувств.
И. Кант

Хайдеггер

В 1927 году Мартин Хайдеггер выпустил свою главную книгу «Бытие и время». В ней он решил окончательно ответить на вопрос, что такое бытие. Идеи Хайдеггера основаны на представлениях Канта, но полностью их меняют. Философ разделил мир на три категории: сущее, бытие сущего и абсолютное бытие.
  • Сущее — это всё, что существует в нашем мире, включая идеи. Определение сущего у Хайдеггера совпадает с определением бытия у Канта.

  • Бытие сущего — это всё, что делает сущее сущим. Фактически, это просто набор свойств, которые есть только у одного предмета. Представьте окрошку на квасе. Без кваса она будет обычным салатом. В этом примере квас является частью бытия сущего, потому что он делает окрошку окрошкой.

  • Абсолютное бытие — это всё, что не является сущим, поэтому его можно также назвать «ничто». Хайдеггер считал, что о нём в принципе нельзя ничего сказать. Он соглашался с Кантом в том, что существует всё, что мы можем описать. Поэтому любое описание бытия приравняет его к сущему.
Значительную часть книги Хайдеггер посвятил определению понятия dasein. Dasein — это то, что может думать о бытии, но никогда не сможет его познать. Каждый человек в этом смысле является dasein.
М. Хайдеггер
Хайдеггер считал, что единственный способ понять, что такое абсолютное бытие — это смерть. Смерть является выходом за границы всего, что человек знал в жизни. Это опыт, который нельзя передать. Опыт смерти — это опыт бытия.

Сартр и Камю

Французские философы Альбер Камю и Жан Поль Сартр продолжили развивать идеи Хайдеггера. Экзистенциализм, в котором ответ на вопрос о бытии является центральным, обратил внимание на жизнь отдельного человека. Бытие рассматривается в контексте отдельной жизни. Вопрос о нём становится важным этапом формирования личности. К нему относится осознание своего места в мире, свободы и смысла жизни.
Сартр делил бытие на три части. Бытие-для-себя — «Я», сознание человека, воспринимающее то, что происходит вокруг. Бытие-в -себе — материальный мир, где находятся физические вещи. Бытие-для-других — взгляд другого, со стороны. «Я» и другой не равны. Один является объектом, а другой субъектом, и эти роли меняются. Если другой — это субъект, то «Я» — объект. И наоборот. 
Философ утверждал, что dasein — это «Я». Мы можем ощутить только своё существование. О существовании других мы не можем утверждать ничего. 
Ж.-П. Сартр
Камю соглашался с Сартром в том, что человек существует среди объектов. Из этого он сделал вывод, что жизнь абсурдна и наполнена одиночеством. Однако он верил в то, что человек сам может наполнить жизнь смыслом, а существовать — значит противостоять абсурду. Для него самоубийство – это поражение перед лицом абсурда.
А. Камю
Таким образом, единого взгляда на бытие в философии нет. Но одно мы точно можем утверждать —философская картина мира не может быть описана без рассмотрения вопроса бытия.
ФИЛОСОФИЯ