До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему Александр Родченко — гениальный фотограф?

Новая Москва, необычные ракурсы и диагональная композиция — на 5 работах показываем, как Александр Родченко изменил фотографию.
Время чтения: 3 минуты

«Ленгиз»: реклама

В 1920 году Родченко познакомился с Маяковским. Сначала между ними возникло недопонимание. Маяковский как-то раскритиковал слоган, который Родченко написал для рекламы «Добролёта». Он думал, что им занимался какой-то неумелый поэт. Это сильно задело Родченко. Но все же они решили попробовать поработать вместе. Маяковский писал тексты, а Родченко их графически оформлял. В результате они создали самые запоминающиеся примеры советской рекламы 1920-х годов: плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста.
Александр Родченко. Ленгиз: книги по всем отраслям знаний. 1925 год
Работая над новыми плакатами, Родченко изучал советские и зарубежные фотожурналы. Он вырезал все полезное, много общался с фотографами, которые помогали ему со съемками. А в 1924 году он приобрел собственную камеру и вскоре стал одним из ведущих фотографов страны.

«Пионер-трубач»: ракурс

Родченко считал, что обновить нужно не только фотографию и искусство, но и то, как мы смотрим на вещи в принципе. Если посмотреть на предмет как обычно, мы не увидим ничего интересного. Но если сменить ракурс — откроется что-то, чего мы еще не видели.
«Самыми интересными точками современности являются точки "сверху вниз" и "снизу вверх" и их диагонали»
Ракурсы «сверху вниз» и «снизу вверх» тут же назвали «родченковскими».
Фотография «Пионер-трубач» — один из ярких примеров. Лицо пионера на ней снято крупным планом резко снизу. Обычно такой ракурс применялся для съемки архитектуры. Это помогало подчеркнуть мощь и масштаб объекта. Но Родченко часто критиковали за такую технику. Как-то раз ракурс назвали «пуговичной точкой зрения».
Александр Родченко. Пионер-трубач. 1932 год
Сверху Родченко тоже снимал нередко. Он мечтал о полетах над городом, ему казалось, что за этим ракурсом будущее. Так фотограф мог показать Москву. Не ту, которую писали художники. А новую, в которой строят небоскрёбы, заводы и вокзалы. Ради удачных кадров фотограф он мог даже залезть на балкон или крышу.

«Мена всех»: фотоколлаж

Родченко одним из первых в Советском Союзе понял, что фотомонтаж может стать новой формой искусства. Он начал экспериментировать и использовал эту технику для иллюстрации и агитации. Родченко считал, что у коллажа есть преимущество перед живописью и фотографией. Ведь лишние элементы с изображения можно убрать. И тогда информация воспринимается лучше.
Александр Родченко. «Мена всех». Проект обложки сборника поэтов-конструктивистов. 1924 год
Мы тоже у Родченко кое-чему научились. Убрали всю воду и оставили только факты — получилось короткое саммари «Мастера фотографии: Александр Родченко». За 7 минут узнаешь, какие приемы использовал Родченко и чем он занимался, помимо фотографии.

«Сбор на демонстрацию»: диагональ

На городских фотографиях Родченко часто наклонял горизонт. Сегодня это может показаться недостатком, но в его случае это был эффективный прием. У этого есть два объяснения. Во-первых, он придавал снимкам динамичность. Только так можно было показать новый, быстро развивающийся мир. К тому же, если изменить угол зрения, у сцены может возникнуть новый смысл. Во-вторых, «заваленный» горизонт расширял угол обзора 50-миллиметрового объектива «Лейки», которой пользовался Родченко.
Александр Родченко. Сбор на демонстрацию. 1928 год
«Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?… Все старо… Так нас приучили, воспитывая тысячелетия на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей видеть со всех точек и при всяком освещении»

«Девушка с лейкой»: посторонние предметы

У Родченко попавшие в кадр объекты становились элементами композиции снимка. Это могли быть прохожие, тени, автомобили, лужи с отражениями в них. Такой подход не давал зрителю мгновенно узнать объект. С необычного ракурса и в непривычной композиции даже знакомые предметы могли выглядеть по-другому.
Александр Родченко. Девушка с фотоаппаратом «Лейка». 1934 год
Если тебя спросят, почему Родченко — гений, можешь смело отвечать:
  • Он ввел в фотографию необычные ракурсы и композицию
  • Он одним из первых начал экспериментировать с фотоколлажем
  • Приемы его кадров фотографы используют до сих пор
Статья — это супер, но саммари о приемах Родченко — еще лучше. Ведь мы запоминаем всего 10% прочитанного, а короткие видео повышают усвоение информации на 50%. А тест в конце поможет закрепить материал. Наши пользователи проходят его на 8 из 10!

Попробуй и убедись, что этот формат работает. Смотри одно саммари за 99 рублей или забирай доступ ко всей библиотеке за 300 рублей. Держи промокод BLOG30 на месяц бесплатной подписки. Кстати, мы — «Правое полушарие Интроверта», сервис, где все объясняют за 10 минут и поощряют саморазвитие.

С фотографией разобрались. А как выглядел киноавангард? Ответили в статье:
Как снимался «Броненосец "Потёмкин"»?
ИСКУССТВО