Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Предназначение человека в романе «Степной волк» Германа Гессе

Роман «Степной волк» — одно из наиболее личных произведений немецкого писателя Германа Гессе. Это лучшая книга для того, кто запутался в себе. Гессе исследует двойственную природу человека, встраивает в роман философские размышления и психоаналитические теории. Как «Степной волк» связан с жизнью писателя? И в чем, по его мнению, состоит предназначение человека?
Время чтения: 9 минут.

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Двойственная природа человека

В основе романа «Степной волк» лежит личностный разлом — герой стоит перед выбором между духовной и природной, божественной и земной сущностью. Гарри Галлер — не просто персонаж, а отражение самого Гессе. Он мучительно колеблется между высокими представлениями о себе, то есть интеллектуальным идеализмом, а также своими природными и эмоциональными потребностями. Осознание двойственности приносит писателю и герою страдания. Это фундаментальное противоречие мешает человеку понять, в чем его истинное предназначение.
Роман «Степной волк» построен по принципу мизанабима — это рекурсивная техника, в которой одна художественная форма помещается в другую. Произведение Гессе — пример «рассказа в рассказе»: текст начинается с предисловия вымышленного издателя, который публикует «Записки Гарри Галлера (только для сумасшедших)». В заметках автор упомянул, что прочел «Трактат о степном волке (только для сумасшедших)»
Этот текст повествует о некоем Гарри с прозвищем «Степной волк». Как и герой романа, он сталкивается с внутренним противоречием: иногда чувствует, что обладает высокими моральными ориентирами, а иногда, как одинокий волк, следует инстинктам и презирает мир.
Согласно трактату, люди, подобные Гарри, склонны к самоубийству. Почему? Дело в том, что они воспринимают собственное «я» как «опасное, ненадежное и незащищенное порождение природы». Тогда добровольный уход становится для них одним из наиболее закономерных способов закончить жизнь.

Рекурсивная структура, где текст дробится на тексты, показывает, что главный герой воспринимает мир фрагментарно. Гарри Галлер оказывается там, где реальность, как и его личность, лишена цельности. К слову, от этого страдают многие известные литературные герои. Например, Раскольников мечется между мыслями о преступлении и муками совести. Сложно назвать мировосприятие подобного персонажа целостным.
После прочтения трактата Гарри вспоминает, что несколько недель назад написал стихотворение, где тоже прибегает к образу степного волка:
Мир лежит в глубоком снегу.
Ворон на ветке бьет крылами.
Я, Степной волк, все бегу и бегу,
Но не вижу нигде ни зайца, ни лани!
<…>
Слышу, как свищет ветер, бегу, ищу –
К дьяволу бедную душу свою тащу.
Гарри Галлер и правда чувствует, что постепенно «тащит» душу к дьяволу. Он разочаровывается в мире и людях, а на страницах романа бесконечно критикует мещанство. Кстати, Герман Гессе дает собственное определение этому сословию:
«Мещанство подразумевало спокойное следование большинству, для ведения средней умеренной жизни, оно пытается осесть посредине между крайностями, в умеренной и здоровой зоне, без яростных бурь и гроз…»
Выходит, мещанство — целый образ жизни, для которого характерны: посредственность, стремление к социальной стабильности, статусу и консервативность. Эти черты свойственны многим, поэтому они вызывают в Гарри такое сопротивление.
После брошюры он почти решается на самоубийство, но его останавливает знакомство с девушкой Герминой. Она приобщает Гарри к обычной жизни, водит по кафе и ресторанам, они вместе слушают джаз — все это заставляет героя осознать зависимость от «мещанского, лживого естества». На самом деле, Гермина — воплощение «мещанской» стороны его личности. Девушка просит убить ее, и в конце романа Гарри сдерживает обещание. Так, герой реализует желание покончить жизнь самоубийством, избавиться от части себя.

Финал романа чрезвычайно значим. Персонаж попадает в магический театр, где сливается фантастика и реальность. Что он символизирует — объясним в следующей главе. Здесь Гарри встречает Моцарта, который помогает ему разрешить внутренний конфликт:
«<…> с патетикой и убийствами надо теперь покончить. Образумьтесь, наконец! Вы должны жить и должны научиться смеяться. Вы должны научиться слушать проклятую радиомузыку жизни, читать скрытый за нею дух, должны научиться смеяться над ее суматошностью. Вот и всё, большего от вас не требуют...»
Моцарт в мировой культуре действительно ассоциируется с радостным и легким отношением к жизни — это показывает и знаменитая «маленькая трагедия» Пушкина «Моцарт и Сальери». Но вернемся к роману Гессе. Моцарт произносит речь и превращается в саксофониста Пабло. Тот сообщает Гарри, что жизнь — игра, и играть здесь нужно «как можно лучше, как можно больше и как можно сильнее». Эти слова приободрили Гарри и вывели из состояния неопределенности. Теперь он чувствовал предвкушение той «игры жизни», которая открывалась перед ним. Неотъемлемой частью этой игры стало прохождение через «ад своего нутра».

Противоречия между условно «божественным» и «природным», «глубоким» и «мещанским» пронизывают весь роман. Эта двойственность оказывается свойством человеческой натуры, которое нужно не подавлять, а осознать. В произведении это понимание происходит именно в магическом театре. Гессе показывает: чересчур серьезное отношение к себе и жизни разрушительно. Моцарт и Пабло выводят Гарри из пещеры собственного сознания и показывают мир как большую игру. Но что писатель подразумевает под этим? Как человек может преодолеть двойственность личности?

Предназначение человека по Гессе

Не только Гарри Галлер запутался в себе. Сам Герман Гессе спроецировал на него личные переживания. Неслучайно он дал герою похожее имя. Писатель создавал «Степного волка» во время тяжелого экзистенциального кризиса. И только художественный текст помог ему сформулировать, в чем великая цель каждого человека.
Гессе переживал болезненные личные драмы: сперва — Первая мировая война, утрата отца, болезнь жены, а после — развод, психологическое истощение и растущее чувство оторванности от людей и мира. В борьбе с внутренним кризисом писатель отправился в Люцерн и познакомился с психоаналитиком Йозефом Лангом. Они провели 60 сеансов, что повлияло на содержание «Степного волка». Как и Гарри, Гессе не видел себя в мирной повседневной жизни мещанина, хотя не мог полностью оторваться от нее и тоже думал о самоубийстве.

Писатель пришел к мысли, что внутренний конфликт нельзя окончательно преодолеть. Наоборот, подлинное предназначение человека состоит не в поиске внешнего идеала и устойчивой гармонии, а в непрерывной работе над собой. Для этого важно осознать и принять двойственность. Магический театр в финале романа показывает, что преображение возможно — через смех, игру и осознание внутренней неоднородности.

Гермина, как персонаж, воплощает ту часть реальности, которую Гарри отрицает — чувственные удовольствия и мирскую обыденность. Герой впустил ее в жизнь и впервые смог переосмыслить собственную природу: он понял, что и интеллектуальный идеализм, и природная дикость лишь аспекты единого «я».

Убийство Гермины в конце романа символизировало, что внутренняя трансформация Гарри Галлера завершена. Он, наконец, прекратил делить себя на две части, «убил» двойника, стал целостным. Этот акт не означал, что герой физически уничтожил чувственную сторону жизни и отказался от нее. Гарри, скорее, ритуально избавился от проекции, через которую научился понимать двойственность. Так, убийство Гермины — это убийство двойственности как таковой. Если раньше Гарри представлял интеллектуальную часть, а Гермина — природную, то теперь главный герой совмещал два этих начала.

«Степной волк» стал романом об освобождении человека от собственных, довольно ограниченных, представлений о себе. Самопознание — ключевое предназначение каждого. Конечно, на этом пути встречаются препятствия: мы склонны оценивать себя в черно-белых категориях «хорошо» и «плохо», «высоко» и «низко». Это только закрывает от истины. Чтобы понять идею глубже, проведем психоаналитические параллели.

Психоаналитическая интерпретация

Гарри Галлер страдает от двойственности. Это противостояние можно рассматривать через призму юнгианской концепции «тени» — той части личности, которую человек подавляет и вытесняет в бессознательное.
Центральный конфликт романа — столкновение между принципом удовольствия (Ид) и принципом реальности (Эго). Гарри живет во внутреннем разладе, мечется между высокими духовными устремлениями и первобытными инстинктами. Его тяга к саморазрушению и суицидальные мысли — результат глубинного конфликта, борьбы между требованиями общества и личными желаниями. Образ Гермины можно интерпретировать как Аниму — женский аспект бессознательного.
В психоаналитической теории Юнга Анима — это архетип, который соединяет мужчину с его чувственной, интуитивной и эмоциональной стороной. Через взаимодействие с Герминой Гарри начинает примиряться с ощущениями, которые до этого он отрицает. Среди них — интерес, радость, раскрепощенность. Догадываетесь, что означает магический театр в этой интерпретации? Конечно же, бессознательное — пространство, где подавленные импульсы находят выражение.

«Степной волк» стал, пожалуй, самым исповедальным романом Германа Гессе. Писатель прошел множество сеансов психоанализа, решил передать внутренний конфликт в символическом произведении и показать в нем основные концепции этого метода.
Литература:

  • Акопян Я. Концепция героя в романе Германа Гессе «Степной волк». Ереван, 2005.
  • Иванова Н. Человек играющий: своеобразие творчества Германа Гессе в свете традиций литературного постмодерна. Санкт-Петербург, 2013.
  • Сенэс Ж., Сенэс М. Герман Гессе, или Жизнь Мага. Москва, 2004.
Автор: Андрей Наседкин, филолог, литературовед (НИУ ВШЭ), член Группы Достоевского (ИРЛИ РАН)
2025-01-29 18:35 ЛИТЕРАТУРА