Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему 2017 — главный год в российской музыке

2017 уже стал «новым 2007» — символом ушедшей юности и целой музыкальной эпохи. Каким было это время? И почему из всего десятилетия мемом стал именно 2017?
Время чтения: 5 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Баттл Оксимирона* и Гнойного, дебютный альбом «Пошлой Молли», Моргенштерн* с прической-ананасом, Киркоров в Антихайпе и Слава КПСС на канале Культура…
Все это случилось в 2017. Тот год стал поворотным для всей российской и русскоязычной музыки.


Но 2017 стал легендарным не из-за релиза культовых альбомов и появления новых артистов. Летом того года Вконтакте подписала договор с тремя главными лейблами мира и монетизировала прослушивания.
В то время именно в ВК все слушали музыку, находили новые имена, сидели в музыкальных пабликах-СМИ вроде «Рифм и Панчей». А теперь артисты получили возможность зарабатывать большие деньги с легальных продаж музыки в интернете.
Еще в середине 2010-х рэперы из YUNGRUSSIA просто выкладывали zip-архивы с mp3 на стену паблика в ВК. Такие «релизы альбомов» никаких денег авторам не приносили.
Но ко второй половине десятилетия люди стали массово пользоваться стриминговыми сервисами. И к 2017 сложилась индустрия, в которой можно было хайпануть и заработать в обход старых правил и рамок радио- и телеформатов.
2017 стал пиковым годом для «новой школы» русского рэпа: PHARAOH, Boulevard Depo, Скриптонит, Хаски, Слава КПСС.


Рэперов либо сравнивали с поэтами Серебряного века, либо наоборот, клеймили «фриками», как Фэйса* и GONE.Fludd. Но с общественных радаров они не исчезали.
Рэперы совершили транзит в танцевальную музыку и стали петь под «прямую бочку», как группа «Грибы». А главный хит года «Розовое вино» записали Feduk и Элджей, которые когда-то были «подъездными» рэперами из андеграунда.
Расцвела и региональная сцена: Miyagi & Эндшпиль превратили Владикавказ в «нашу Ямайку».
Стать звездой можно было, создав проект «на коленке». Как Кирилл Бледный из «Пошлой Молли», чьи дерзкие и смешные песни про секс и вечеринки стали гимнами целого поколения. «Пошлая Молли» была рок-группой в эпоху рэпа, когда все песни можно записать на компьютере и приправить автотюном.
Поп-музыка тоже переживала лучшие дни. Интернет-самородки могли заявить о себе на YouTube, без больших денег и продюсерского давления. Так взошли звезды Сюзанны и Мальбэка, Гречки, группы «МЫ» и Монеточки*. Новая русская поп-сцена приглашалась в эфир «Вечернего Урганта», попадала на страницы глянца.


Еще одно знаковое событие 2017 — фестиваль инди-музыки «Боль». В 2016 году на нем уже выступали рок-группа «Пасош» и электронщики IC3PEAK. А в 2017 с русскоязычными артистами соседствовали иностранные звезды. Фестиваль подогрел интерес к «темному» русскому пост-панку и синти-попу: Электрофорез, Shortparis, Ploho.
Наконец, 2017 стал пиковым годом для интернет-моды всего десятилетия. Когда снимки звезд висели не постерами на стенах, а картинками в сохраненках. Когда интернет окончательно превратился в цифровое продолжение жизни. Когда незнакомые друг другу люди из разных городов могли скорбеть из-за смерти Lil Peep и Ромы Англичанина.
2017 стал собирательным образом всех надежд и амбиций того десятилетия. Сейчас тот год для нас не менее знаковый, чем 2007 — поэтому мы до сих пор так хотим его вернуть.
*Федоров Мирон Янович, Моргенштерн Алишер Тагирович, Дрёмин Иван Тимофеевич и Гырдымова Елизавета Андреевна признаны иноагентами в РФ


Автор: Аркадий Романов, историк (МПГУ), музыкант группы «Брысь»
2025-04-18 21:05 МУЗЫКА МНЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ