Субъект — это как бы тот, кто «внутри» и испытывает внешний мир, в отличие от «объекта», который является частью этого внешнего мира.
Это может быть человек, который воспринимает мир через свои чувства и размышляет о своем опыте.
Идея «смерти субъекта» относится к представлению о том, что традиционное понимание человека как уникального, автономного и центрального субъекта сознания и опыта больше не актуально. Это не означает буквальную смерть людей, а скорее указывает на изменение в том, как мы понимаем человеческое существование и самосознание.
«Смерть субъекта» также отражает идею о том, что в современном мире люди все меньше рассматриваются как уникальные индивидуумы, а скорее как часть более широких социальных, экономических и технологических систем. Это приводит к переосмыслению важных вопросов, связанных с личной свободой, автономией и значением индивидуального опыта.
Эта концепция связана с работами таких мыслителей, как Фуко, Деррида и других постструктуралистов и постмодернистов, которые критиковали идею о том, что у человека есть стабильная, незыблемая идентичность. Они утверждали, что наша личность и восприятие мира формируются культурой, языком, социальными структурами и властью, и поэтому не могут быть полностью автономными или самодостаточными.
Кто убил субъект?
В современной философии, особенно в рамках направлений, таких как спекулятивный реализм и объектно-ориентированная онтология, внимание смещается с субъекта (то есть человека, его восприятия и мышления) на объект. Эти направления ставят в центр внимания объекты, а не только человеческий опыт или восприятие.
Спекулятивный реализм — это школа мысли, которая отходит от идеи о том, что все, что мы можем понять или узнать, зависит от человеческого восприятия. Вместо этого она подчеркивает важность самостоятельного существования объектов вне человеческого сознания и восприятия. Это направление фокусируется на том, что мир состоит из множества объектов, каждый из которых имеет свою внутреннюю реальность и способен взаимодействовать с другими объектами независимо от человеческого сознания.
Объектно-ориентированная онтология (ООО) — это философский подход, который уходит еще дальше, утверждая, что все объекты (не только физические, но и абстрактные, как идеи или социальные структуры) имеют собственную сущность и агентность. Это означает, что они существуют и действуют независимо от того, воспринимаются они человеком или нет. По этой точке зрения, объекты не просто пассивные вещи, которые мы воспринимаем и используем, а активные участники реальности, каждый со своей уникальной ролью и влиянием.
Таким образом, эти направления в современной философии подчеркивают, что объекты в мире имеют свою собственную значимость и роль, которая не ограничивается тем, как они воспринимаются или используются людьми. Это представление открывает новые перспективы для понимания сложности и многообразия реальности.