До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Философия и наука в «Смешариках»

«Смешарики» — это российский анимационный проект, который стартовал в 2004 году. Это сериал для детей, но благодаря своему умному юмору и глубоким темам он популярен и среди взрослых.
Сегодня мы посмотрим на «Смешариков» через призму философии
Время чтения — 7 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Постмодернистский интертекст

«Смешарики» — это чистой воды постмодернистское произведение. Философия постмодерна построена на отсылках и аллюзиях, на игре с первоисточниками и деконструкции (пересборке) источников.
В «Смешариках» мы видим многочисленные отсылки на великие и популярные фильмы, произведения искусства, литературные произведения, философские концепции. Благодаря этому «Смешарики» становятся мультимедийным интертекстом — произведением, которое находится в постоянном диалоге с произведениями прошлого и настоящего.
То, что серии мультсериала не продолжают друг друга, а являются отдельными событиями, собранными в яркое полотно, отлично отражает эклектизм в постмодернизме — сочетание разнородных элементов в новую целостность.

Представительство разных философских направлений

Многие из персонажей не раз высказывали идеи, которые имеют отражение в реальных философских концепциях.
Бараш, например, однажды показал себя как солипсист. Он задавался вопросом о том, почему когда Бараш моргает, мир исчезает перед ним. Бараш пришел к очевидному выводу, что мир существует только в его воображении. Солипсисты как раз утверждают, что мир существует только в сознании человека, который помысливает этот мир.
Лосяш очень похож на сциентиста. Он часто настаивает на том, что наука должна быть самым первым и важным мерилом происходящего, хоть самого Лосяша это нередко приводит в неловкие ситуации. Так в одной из серий Лосяш критиковал пейзаж, который рисовал Кар-Карыч, за его несоответствие объективной реальности. Сам Лосяш постарался подойти к этому вопросу с научной стороны и измерить все компоненты реальности, чтобы в точности отразить их на картине. Только пока он занимался измерениями, он поджег лес и дом, которые рисовал.
В итоге картина Лосяша запечатлела прошлое, которое уже не соответствовало настоящему пепелищу.
«Смешарики» (2003 - 2023)
Бараш по характеру в большинстве серий очень напоминает экзистенциалиста. Хотя тут сложно сказать, экзистенциалист ли он или в депрессии. Бараш задается важными вопросами о смысле жизни, смысле повседневных действий, о смысле социальных конструктов. Он не считает, что есть какой-то общий замысел, который делает все осмысленным, видит в этом абсурдность существования. Все, как завещали нам Камю и Сартр.
Пин очень напоминает нам механициста. Он подходит к любому вопросу как материалист и инженер, но он также подходит и к вопросам возможности новой жизни. Он не раз создавал механизмы, похожие на живые, и однажды у него получилась по-настоящему новая жизнь — Би-би. То есть точка зрения Пина как бы подтвердилась в этой серии: каждое живое существо по сути своей сложный механизм, и если правильно его изучить — можно эту жизнь создать самостоятельно.
«Смешарики» (2003 - 2023)

Серьезные вопросы

«Смешарики» почти в каждой серии поднимают серьезные вопросы, над которыми философы разных эпох ломали голову. Вот некоторые из них:
Существование бога: достоверно неизвестно, верят ли сами смешарики в каких-либо богов, и какие конкретно это боги. Но они часто обращаются к высшим силам за помощью, что показывает, что вера в высшее у них есть. При этом часто поднимается вопрос, можем ли мы достоверно познать реальность, которая существует вокруг нас. Так что вопрос, могут ли достоверно смешарики познать бога, прямо как у нас, остается открытым.
Природа реальности: мы уже отметили, что многих смешариков волнует вопрос природы реальности. С учетом, что в полете фантазии сценаристов немалую роль в сюжете играет фантазия самих персонажей, часто реальность изменяется под силой воображения. Какова же реальность тогда? Она объективна и существует независимо от сознания смешариков? Она зависит от создателей? Она есть в воображении каждого из смешариков и подвластна им?
Какой способ познания мира лучше: нередко научный способ познания мира сталкивается в смешариках со свободным полетом фантазии и искусством. Так Лосяш в серии, в которой неизвестный метеорит принес ему сорняк, пытался измерить этот самый сорняк всеми научными способами. В итоге он открыл, что все, что он может познать о сорняке — это музыку, танцы и ощущение счастья, которое цветок продуцирует. Лосяш как сциентист не выдержал такого откровения и уничтожил сорняк, потому что для него то, что не может быть познано наукой, не может существовать вообще.

Наука и «Пин-код»

«Смешарики» (2003 - 2023)
«Пин-код» — это образовательный анимационный сериал, созданный на базе вселенной «Смешариков». Этот проект был запущен после успеха основного сериала «Смешарики» и ориентирован на более подробное и глубокое изучение научных и технологических тем.
Основной герой «Пин-кода» — Пин, пингвин, один из персонажей «Смешариков». В этом сериале Пин вместе со своими друзьями изучает различные научные явления, технологии и изобретения. Каждый эпизод посвящен определенной теме или концепции, будь то астрономия, физика, биология, экология, робототехника и т.д.
«Пин-код» отличается от основного сериала «Смешарики» более фокусированным и детальным подходом к образовательным темам. Сериал направлен на стимулирование интереса к науке и технологиям среди молодых зрителей, а также на развитие критического мышления и любознательности. Каждый эпизод предлагает занимательное и в то же время познавательное путешествие в мир науки и открытий.
Многие критикуют «Пин-код» за появившуюся прямолинейность, легкий налет морализаторства и лекционность. Но мультсериал остается глубоким, легким для понимания разными возрастами и увлекательным. Может быть, в нем уже меньше философскости, зато ярко представлена наука.
В «Пин-коде» смешарики исследуют сложные вопросы от создания вселенной до объяснения явлений природы. Это этакий мультимедийный учебник для детей и взрослых в понятной и увлекательной форме, что, кстати, тоже отражает постмодернистскую философию.
КИНЕМАТОГРАФ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ