Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Аннунциата» Антонелло да Мессина — шедевр мирового искусства

Время чтения 7 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Мессина считается одним из первых итальянских художников, которому удалось преодолеть недостатки темперной живописи с помощью масляных красок. Конечно, и до него живописцами предпринимались попытки смешения жидкого лака с темперой, однако именно прославленному уроженцу Мессины удалось добиться схожих с Яном ван Эйком по колориту и долговечности масляных красок.

Сюжет полотна

«Аннунциата» является блестящим примером того, как даже небольшая по своим размерам (всего 45 х 34,5 см) картина, написанная маслом по дереву, способна сохранить свой цвет. Благодаря контрасту с темным фоном свет проникает в сознание зрителя, создавая таинственный и даже мистический эффект.

Интимность сюжета — возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа — подчёркивается композиционным выбором художника. Перед нами предстает Богоматерь во всей её непорочности и духовной чистоте. О благочестии Богородицы свидетельствует как синяя накидка — мафорий, являющийся одновременно четкой трапециевидной границей рисунка, так и само молитвенное состояние, в котором запечатлена Дева Мария, что подчёркивается молитвословом, расположенным на пюпитре.

Минимальное количество объектов — Дева Мария, стол, пюпитр, молитвослов — заставляет нас воспринимать картину эмпирическим путём. За счёт малой композиционной насыщенности уменьшается область прямо обозначенного и увеличивается область подразумеваемого. «Аннунциата» является примером обращения художника ко внутреннему миру зрителя, заставляет нас проникнуть в суть картины и прочувствовать её. Антонелло да Мессине удалось запечатлеть в вечности блаженное мгновение, которое он предлагает нам пережить вместе с Девой Марией.

О чём говорят детали

Находясь в умиротворённом состоянии, молодая девушка оказывается чем-то отвлечена от молитв, взгляд её падает в левый нижний от зрителя угол. Архангел Гавриил является единственным источником света, озаряющим картину. Взгляд Девы Марии не сфокусирован, он лишь обращён в сторону источника света, что создает впечатление идеального, бестелесного образа, явившегося ей. Этот образ она пытается осознать, напряжены все органы чувств молодой девушки.
С источником света явился лёгкий ветерок, который переворачивает страницы молитвослова и который Богоматерь стремится прочувствовать, выставляя вперёд правую руку. И это «самая красивая рука, которую я когда-либо видел в искусстве», как сказал именитый искусствовед XX века Роберто Лонги. По необъяснимым причинам на этом исследователи творчества Антонелло да Мессина обычно останавливаются.

На наш субъективный взгляд, анализ деталей позволяет предположить, что помимо источника света и дуновения ветра Дева Мария также почувствовала сладостный аромат, который источает явившийся ей в бестелесной форме архангел Гавриил. Сладкий аромат в христианстве принято расценивать как божественную благодать в ответ на молитвы просящего. Если мы обратим внимание на слегка сведённые губы и едва заметно расширевшиеся ноздри, то найдём достаточно подтверждений нашему предположению.

Более того, когда мы улавливаем веяние ветра и хотим им насладиться (на картине этому свидетельствует выставленная вперёд рука), то естественным образом делаем глубокий вдох. Улыбающиеся глаза Богоматери, а также значение благовещения в христианском мировосприятии наталкивают на мысль, что после вдоха губы Девы Марии растянутся в благоговейной улыбке. А значит, она почувствовала сладостный аромат и благословение Господне.

Геометрия картины

«Аннунциата» представляет собой превосходный образец своей эпохи. В ней нашли своё воплощение лучшие образцы линейного стиля: каждый объект имеет чёткий контур. Все элементы картины объединены общим смысловым единством, однако воспринимаются раздельно, лишь дополняя друг друга, но не образуя нерушимую совокупность, которую мы найдём в более поздних картинах барочной живописи.

Несмотря на наличие перспективы, открывающейся в изображении стола и пюпитра, мы вынуждены констатировать образец плоскостного стиля, для чего достаточно обратить внимание на край стола, идущий параллельно нижнему срезу картины, а также отсутствие второго плана, в связи с чем невозможно устремить взор вглубь картины. Наоборот, художник стремился всё внимание зрителя поглотить первым планом, используя тёмный фон для усиления контраста.

Хрестоматийная линейность прослеживается и в параллельных прямых другого края стола и расположенного на нём пюпитра, линиях лба и губ, в чётко перпендикулярных им линиях носа и даже в складке плата, расположенной ровно посередине лба Девы Марии. Складка делит картину пополам, образуя две абсолютно симметричные и равнозначные по смысловой нагрузке половины. Так, левая часть, более светлая сторона с акцентом на правой руке, полностью компенсируется наличием пюпитра и молитвослова в более тёмной правой стороне.

Почему «Аннунциата» — шедевр мирового искусства?

«Аннунциата» Антонелло да Мессина полностью заключена сама в себе: строгость тектонической формы не вызывает сомнения. Картина полностью эстетически замкнута, вся её плоскость проистекает из изображения Богоматери. Имея главный элемент в виде Девы Марии, мы индуктивным путём получаем дополнительные сведения, обращаясь к деталям: по выставленной руке и переворачивающейся странице молитвослова приходим к выводу о дуновении ветра, по расфокусированному взгляду — к выводу о бестелесности архангела, по кончикам губ и ноздрей — о вдыхании аромата и т. д. Иными словами, мы судим об общем, опираясь на детали, а не выводим общее из совокупности деталей. Учитывая минимальное количество объектов на картине, мы можем сделать вывод, что это множественное единство, а не целостное.

Наконец, «Аннунциата» являет собой безусловную ясность. Сказанное отнюдь не означает, что подготовленный и случайный зритель получат одинаковый объём информации от визуального контакта с описываемым произведением искусства. Однако восприятие картины не осложнено никакими средствами выразительности, ни один из элементов не ускользает от зрителя, отсутствуют дополнительные смыслы, свет подчеркивает форму, а не минует главное, падая на второстепенное, каждая линия находит своё логическое завершение.
Следует согласиться с Джорджо Вазари, автором жизнеописания Антонелло да Мессины, в том, что великий художник достоин почетного места в истории развития живописи «за новизну колорита и красоту фигур, которые к тому же были им хорошо нарисованы», а также «за то, что он ввез в Италию способ писать маслом…благодаря этому изобретению художники со временем достигли такого совершенства, что смогли изображать свои фигуры почти что живыми».

Действительно, во многом именно благодаря использованию масляных красок Антонелло да Мессина удалось добиться такой колористической выразительности в изображении удивительного синего плата богородицы, а также скрупулёзно проработать светотени, черты лица и рук Девы Марии, что делает «Аннунциату» шедевром мирового искусства.
Эта статья написана Николаем Ворониным студентом нашего профессионального курса «Искусствовед».
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО