Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое андеграунд

Не подземное, а подпольное, для каждого и против всех: что такое андеграунд в искусстве?
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Что такое андеграунд?

Понятие андеграунд произошло от английского underground — «подпольный, нелегальный». Оно объединяет в себе разные направления, виды и жанры современного искусства.
Его бывает нелегко распознать: сейчас границы между «официальным» и «неофициальным» искусством сильно размыты. Главный признак движения — противостояние системе, т. е. всему тому, что считается официальным, популярным, массовым.
Андеграунд — это всегда протест против цензуры и, возможно, против социальных ограничений и моральных ценностей большинства. Авторы, творящие в этом стиле, игнорируют запреты, создают неформальные произведения, которые часто становятся запрещёнными.
Провокация, эпатаж и бунтарство — любимый язык андеграунда. Для него нет запретных тем: всё то, о чём не говорят официальные художники, интересно их коллегам-неформалам. Секс и проституция, религия и политика, наркотики и оружие — темы, которые обычно замалчивает официальное искусство, особенно популярны в среде «нелегального» искусства.
Конфликты, открытая конфронтация с властями, ненависть к официальной идеологии и политике государства типичны для акционизма, одного из андеграундных направлений. Акционисты выкладывали нецензурное слово из собственных тел на Красной площади, рубили топором православные иконы, рисовали мужской половой орган на разводном мосту, а современный художник Олег Кулик лаял, пытаясь укусить посетителей выставки.

Кто придумал андеграунд?

Сам термин довольно молодой. По одной версии, он возник в середине XX столетия и относился к пиратским — вещавшим без лицензии — радиостанциям. По другой версии, первым понятие использовал американский кинокритик Мэнни Фарбер: «андеграундными» он назвал фильмы, которые говорили о проблемах секс-меньшинств. Позднее слово распространилось и на другие явления, идущие вразрез с традиционными ценностями.
Мэнни Фарбер
Несмотря на новизну термина, само явление андеграундного в искусстве существовало давно. Художники-первопроходцы, чьё творчество сильно отличалось, были всегда. Их ненавидели критики и не любила публика, над ними смеялись, их картины прятали и уничтожали.
В число «неугодных» обществу художников входили представители самых разных течений. Во Франции середины XIX века не понимали и не принимали в официальный Салон новаторов-импрессионистов. В нацистской Германии работы экспрессионистов и дадаистов демонстрировали на показательной выставке «Дегенеративное искусство». Советский Союз любое творчество, шедшее вразрез с официальной идеологией государства, загонял в подполье.

Андеграунд на западе и в СССР

История андеграунда на западе началась в 1950–60-х годах в США. Стиль обрёл множество приверженцев — представителей творческой интеллигенции, которые выступали против буржуазного общества и его ценностей. Среди них было много хиппи, наркоманов, гомосексуалов, представителей нетрадиционных религий.
Центром притяжения творцов стал богемный Гринвич-Виллидж. Заведения этого нью-йоркского района были открыты для главных мастеров абстрактного экспрессионизма: туда ходили Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн. Вокруг Энди Уорхола в его «Серебряной Фабрике» постоянно вращались дизайнеры и художники, близкие к андеграунду, например, Кит Харинг и Жан-Мишель Баския.
Кит Харинг. «Рост 4», 1988 год
В странах соцлагеря андеграундное искусство фактически было под запретом. Начиная с 30-х и до конца 80-х годов XX века единственным художественным методом, которое поддерживало советское правительство, был социалистический реализм.
Андеграунд распространился в СССР в 60-х годах, во времена хрущёвской оттепели. Однако сам глава государства не жаловал всё, что казалось ему странным и не вписывалось в официальную идеологию. В 1962 году Хрущёв посетил выставку авангардистов, где очень бурно реагировал на представленные работы, не стесняясь в выражениях.
После этого случая движение оставалось в подполье ещё 20 лет. Оно было недоступно для широкой публики. Впрочем, не обошлось без провокаций.
Самым ярким эпизодом в истории советского неофициального искусства стала знаменитая «бульдозерная выставка». Она прошла в Москве в 1974 году. Небольшая экспозиция работ художников-нонконформистов была представлена прямо на улице, но просуществовала буквально несколько минут. Выставку уничтожили сотрудники милиции вместе с подоспевшими на помощь бульдозерами и другой тяжёлой техникой. Впрочем, всё пошло не так, как планировали стражи порядка: событие вызвало резонанс в зарубежных медиа, а участники выставки прославились на весь мир.
Сейчас андеграундная культура стала привычной частью современного мира. Отрицая стереотипы, ярлыки, социальные роли, искусство андеграунда эпатирует, но при этом обращается к человеку. Оно призывает каждого создавать собственные ценности и смыслы.
ИСКУССТВО КУЛЬТУРОЛОГИЯ