Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Семиотика

Наша жизнь полна знаков. И речь не о мистических предзнаменованиях, а о самых простых вещах. Любой язык — это система знаков. Математика также представляет собой систему знаков. Правила дорожного движения регулируются знаками. Живопись наполнена смыслами благодаря особым знакам — цветам, формам, свету. И каждую такую знаковую систему можно изучать с научной точки зрения. Этим занимается семиотика — наука, которая выводит закономерности различных знаковых систем — семиотика. О ней и пойдёт речь в этой статье.

Время чтения: 2 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Знаки для общения

Общее свойство любых знаковых систем — возможность закодировать и передать информацию. Если человек едет за рулём автомобиля и видит круглый знак с красной обводкой и заключённым внутри числом 60, он понимает, что здесь нельзя разгоняться больше, чем на 60 километров в час. Прямо сейчас читая эту статью, вы воспринимаете буквы, слова и предложения, и тоже получаете информацию. Значение знакам придаёт тот, кто их считывает.
Основоположником семиотики в начале XX века стал американский философ и математик Чарльз Пирс. Он первым предложил классификацию знаков по следующим типам: символы, индексы и иконы.
Чарльз Пирс
В знаках-символах не заложено значение напрямую. Чтобы их понимать, необходимо выучить, что именно они означают. Это знаки дорожного движения и сигналы светофора в разных странах, гербы и флаги, а также вещи, обозначаемые словами в различных языках.
Весьма интересны знаки-индексы. Когда мы видим чёрный дым над зданием, то предполагаем, что там случился пожар. Здесь дым несёт в себе значение причины и следствия.
Наконец, иконические знаки напрямую что-либо изображают. Это, например, картинки, фотографии, скриншоты из видео, карты, музыкальные произведения и иероглифы.

Развитие семиотики

Помимо Чарльза Пирса вклад в развитие семиотики внесли лингвист Фердинанд де Соссюр и философ Чарльз Уильям Моррис.
Соссюр разложил знак на составляющие: означаемое и означающее. Означающее — то, что видит человек, смотря на знак. Означаемое — смысл, который человек в этот момент воспринимает.
Моррис структурировал саму семиотику, разделив её на три основные области:
  • Семантика — отношения между означаемым и означающим.
  • Синтаксис — соотношения знаков между собой.
  • Прагматика — отношения между знаками и тем, кто их воспринимает.
Также к знаковым системам стали относить не только конкретные языки, но и культуру целиком. Произведения искусства наполнены знаками. Метафоры, заложенные в них, отсылают к другим предметам или явлениям, не называя их напрямую. По цветовой коррекции кадра в фильме зритель может понять, что сцена грустная или смешная, для того, чтобы обозначить перемены, происходящие с главным героем, даже не обязательно показывать его самого. Осыпающиеся листья с дерева словно говорят, как быстротечно время. Писатель использует стилистические приёмы, чтобы передать настроение. Фотограф выставляет свет так, чтобы добиться ощущения радости при взгляде на готовую фотографию.
Но есть и менее очевидные знаки. Краснота и лихорадочный блеск глаз, румянец на лице, плохое самочувствие — это знаки болезни. Правда, такого рода знаки изучает уже не философы, математики и лингвисты, а врачи.
В заключение стоит также заметить, что семиотику как науку неоднократно критиковали за расплывчатость объекта изучения. Ведь знаки вообще везде, как может одна конкретная наука изучать всё сразу? А особенно непримиримо настроенные философы и лингвисты даже предлагают считать семиотику всего лишь методом, который можно применять в рамках различных наук.
ФИЛОСОФИЯ